Иван Родионов

Готские письма

Герман Садулаев
Готские письма

Другие книги автора

Да, готы мы

Были, как известно, тёмные века – и даже тогда были совсем темнейшие эпизоды, события и даже народы. Что мы помним из чернобложечных учебников истории Годера и Агибаловой (5 и 6 классы, соответственно)? Ну, допустим, франки. И варвары - несть им числа, и они проносится перед взором современного человека каким-то сплошным всеразрушающим потоком. Они как бы и есть, но их как бы и нет; все знают названия - и всё, пожалуй. Да и слова-то какие: варвары, гунны, вандалы...

И ещё. Одним из устойчивых тематических инвариантов русской поэзии является "ожидание варваров" - Брюсов, Маяковский. Да и не только русской - вспомним многократно переведённое у нас стихотворение Константиноса Кавафиса, столь любимого Бродским.

Отчего мы их так ждём, этих самых варваров? Считается, так проявляется подсознательная тоска пресыщенного "римлянина" - и мазохистское желание обновления: здорового, сильного и грубого.

А что, если прав Блок, наиболее "нерациональный" и сновидческий из наших поэтов? Скифы, конечно, не "традиционные" варвары, но просвещенным эллинам и постэллинам всех мастей они во многом виделись именно таковыми. Кстати, скифы тоже появятся в книге Германа Садулаева - правда, несколько парадоксальным образом, а дальше будут боевые кришнаиты и Луганск (что?).

Вот так. Заинтриговал?

Тоска по варварам для нас - это тоска по  "лучшей версии себя". Варвары - это мы. И ничего дурного в этом нет. Да, слово обросло негативными коннотациями - и что?

Более того - многие наши ласковые соседи и сейчас воспринимают нас, как варваров.

Если очень и очень упрощённо, концепция (одна из концепций) книги именно такова.

В "Готских письмах" рассказывается, откуда есть пошла земля готская. Да, свидетельств сохранилось немного, они отрывочны и разрозненны, но то, что есть (и что приводит Герман Садулаев) - впечатляет.

Вот готы - и Крым, Византия, Хазария.  Хитрая геополитика из восьмого века от рождества Христова. Новгородский князь Бравлин, согласно житию святого Стефана, отбивает у хазар Крым от Корсуни до Керчи (правда, для византийцев), а Олег позже переносит столицу в недавно отобранный у хазар Киев - и хазарский Киев становится "матерью городов русских".

А вот - отмотаем назад - готы и Рим эпохи упадка. Император Валент и битва с "табором" готов, коей император, видимо, не пережил - исчез без следа, и никто о нём больше ничего и не слыхивал.

А вот "список кораблей" - имён готских правителей. Кто кого и когда родил. Ветхозаветные списки где-то рядом.

А вот Аларих взял Рим.

А вот уже пятнадцатый (!) век - генуэзцы, татары - и Готия.

И много - про готов и гуннов. Ближе к концу - в виде учёной полемики. История любви и ненависти, продолжающаяся, кажется, до сих пор.

Написаны "Готские письма", мягко говоря, мультижанрово.

Это и травелог, и эпистолярный жанр, и историография, и интервью с реальными и не очень собеседниками, и филолого-мистический анализ "Слова о полку Игореве", и написанная от лица молодого гота, книжника и воина по имени Бока, история похода на Рим. А ещё - "документально-фантастический роман о политической жизни в тридцати трёх коанах" – житие некоего Ивана Шимоды на фоне альтернативной, но узнаваемой эпохи. Житие героя, познавшего главный секрет всего человеческого, слишком человеческого в каждом из нас: "Всем реально пофиг, чувак". Там ещё есть земновдные (вместо попсовых рептилоидов - этакая классовая борьба) и Изабелла Кастильская (ей, кстати, книга в итоге и завершится). И да, вышеописанное происходит в наше время. Подобный пересказ выглядит безумным, понимаю - тут нужно читать саму книгу.

Да, ещё будет история Готского добровольческого батальона. А Игоря Стрелкова, как известно, никогда не существовало.

Приправлено всё это юмором - то гаспаровским, то почти сатириконовским - здесь и идеологически выдержанный "Краткий курс Иордана", и поздний Рим, где сдавали квартиры бездетным людям "римской" национальности. Меняются локации повествователя - Испания, Италия, Греция, Сербия, Калининград.

Итак, в общих чертах понятно (или непонятно), о чём книга. И как она написана. А зачем?

"Если бы не надо было при этом паршивом неразвитом капитализме так тяжело трудиться, чтобы прокормить себя и семью, если бы были социалистические синекуры для браминов или буржуазные гранты, то очень скоро нас ожидал бы новый расцвет востоковедения, германистики, греческой филологии, палеографии или ещё какой-нибудь совершенно безумной и оторванной от реальной жизни науки. А так нет, и того не будет. Ничего не будет. Но мы ещё поживём.

Будь здоров".

"Готские письма" - сложная, многоголосая и странная книга - некоторым образом является гимном чистому, а в нашем, мещанском смысле - непрактичному знанию (науке, искусству, исследованиям, поиску, etc), без которого, однако, на длинной дистанции выиграть невозможно. Да и на короткой без всего этого - как-то тошненько. И выручает, действительно, только "старая добрая проверенная внутренняя эмиграция". Грустно, если вдуматься.

И получается, что мы действительно готы - неутомимые исследователи и храбрые воины, потерявшие и потерявшиеся.

Что делать? Искать, конечно. Ищите - и обрящете.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу