Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Александр Филиппов-Чехов

Время рискованного земледелия

Даниэль Орлов
Время рискованного земледелия

Другие книги автора

Даниэль Орлов "Время рискованного земледелия"

Как обычно в случае современной отечественной внежанровой прозы определить даже форму произведения Даниэля Орлова непросто. Роман не роман, повесть не повесть, сборник рассказов не сборник и не рассказов. Вообще, я бы предложил во всех этих случаях не мудрствовать и просто называть и характеризовать такие книги «время, затраченное на их чтение». Заодно можно сразу указывать необходимое для их прочтения время. Оно не маленькое, пусть каждый сам определит, располагает ли он таковым.

Вопрос формального наименования не праздный. Зато книгу «Время рискованного земледелия» можно назвать книгой для праздных умов. Все это многие из нас уже если не читали, то видели много раз лично. Некоторые даже участвовали. Почти все слышали в пересказе или видели в дешевом отечественном сериале.

Вот деревни Чмарёво и Селязино. Этакий отечественный Уайнсбург (Огайо) Шервуда Андерсона. Понятное дело, перенесенный в область рискованного земледелия (а время у нас для земледелия рискованное всегда!). Противно? Противно, но вот она Россия такая. Слизь и чмошники вокруг, а еще бессердечная Москва с коллекторами, а на земле, понятное дело, менты заправляют. Селязино это и вовсе такое село Лавкрафтово: жители, мол, вылезли из озера и глаза у них навыкате, тьма над Инсмутом, ни дать ни взять. С рыбкой же связана и муторная, невнятная сказочность. Но даже золотая рыбеха в современной отечественной внежанровой прозе будет не из карпозубых, как у Пушкина, а безродный, сорный агрессор ротан. Здоровенный!

Вернемся к формальностям. Система персонажей книги крайне проста, это несколько мужчин, их сюжетные линии плавно перетекают друг в друга и образуют мутную, замусоренную ненужными повествовательными подробностями сюжетную реку, берущую начало в унылой судьбе незадачливого московского предпринимателя и впадающую… куда-то там.

Порой Орлов зачем-то вдруг переходит от немудреного, но красноречивого сюжета, живописующего безвылазной русской глубинки к выспренным лирическим отступлениям о русской дороге и безнадеге, дихотомии закона и справедливости. Оно, конечно, понятно, и временем, и областью рискованного земледелия обосновано, но псевдогоголевские литании удаются ему явно хуже блеклой картинки русской средней полосы. Хотя сюжета как такового в книге нет, это довольно очевидно склеенные истории отдельных персонажей, довольно нелепо составленные воедино.

Самый сильный фрагмент — мир глазами отца Михаила. Это мог бы быть текст «Кровостока». И, к сожалению, это не литература, а правда. И сбитые дроны, и разоренные крестьяне и фермеры и рабочие, работающие в Москве охранниками и ненавидящие более удачливых приезжих. Ну что, кто-то из потенциальных читателей Орлова этого не знал? Все всё знают, все всё понимают. Сами слышали, видели, некоторые участвовали.

Номинатор книги на премию, уважаемый мэтр, автор отечественных премиальных книг литературы г-н Аствацатуров усмотрел благодаря филологической оптике в опусе Орлова описание «столкновения разных этических императивов». А по-нашему, по-простому, литературная чернуха и незатейливая социалочка. Другое дело, что такие книги просто необходимы, именно они зачастую служат питательным гумусом, прелым субстратом действительно высоких образцов социальной литературы.

Отдельно хочу отметить раздражающий лично меня расхожий прием. Это идиотская привычка (см. Былинского, Горбунову, Букшу, Секисова, Сенчина и т. д.) вставлять в книгу названия песен, которые нравятся автору. Да, они хорошие. На кой ляд они нужны в книге? Уважаемый г-н Орлов правда думает, что на сельских дискотеках танцуют под медляки раннего Стинга?

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу