Сергей Беляков

Ильич

Сергей Волков
Ильич

Другие книги автора

Дорогой Ильич

Финал этого романа просто грандиозный. «Бронзовый Ильич поднялся на ноги – и что-то случилось. Словно бы статуя <…> ожила и открыла портал в другую Вселенную, и оттуда хлынула тьма…» Только мгновение назад город на берегу реки сиял огнями, но из могилы поднялся «бронзовый Ильич и одним махом руки погасил все. Деэлектрификация.»

«Ильич летел сквозь ночь, он рассекал её тёмное полотно, и вы- тянутая рука, освещённая лучом фонарика, казалась дланью божества, по мановению которой обрушивались горы, текли вспять реки, поднимались из песка и камня города, зажигались в небе звезды, и возникала новая жизнь взамен старой. Сейчас он погрузил в очистительную тьму город, отвергший его, и с прищуром, с усмешкой смотрел на редкие огоньки от фар автомобилей, пробирающихся внизу по тёмным улицам».

Мистика! Мрачноватая, конечно. Жанр определен зловещим термином «роман-кенотаф». Как же прочитать символику финала? Она допускает самые разные толкования. Серый (Сергей), простой парень из волжского города, освободил из земляного плена идола ушедшей эпохи. Может быть, народу нужен вождь новой пролетарской революции? Но почему тогда Ильич погасил свет? Он потащит народ за собой в могилу? Или в какое-то новое светлое будущее позовет? «Ильич указывал им путь». Это последняя фраза романа. Но путь куда?

Книгу все-таки начинают читать с первых страниц. И тогда окажется, что перед нами реалистический роман о девяностых. И никакой мистики. 1992 год. Средневолжск. Не самый большой город, но и не маленький. Средний. Как и по всей стране, в нем соседствуют обветшавший социализм и молодой, агрессивный капитализм. Улицы еще носят имена Ленина, Калинина, Энгельса, Маркса. Но на них уже стоят киоски, ларьки, «комки» (коммерческие магазины). Из недавнего прошлого вышли «новые русские». Из бандитов «увесистые парни в кожанках». Из советской номенклатуры – хозяева жизни. Флинт, один из них, был в недавнем прошлом секретарем партийной организации завода, «неприметным человечком с гибкой спиной и обширными связями».

Флинт заказал на кладбище домашних животных могилу для своего безвременно почившего в бозе алабая Стёпы. Стёпа был гигантом, и могила должна быть очень глубокая. Этот факт имеет самое прямое отношение к развитию сюжета. Выкапывая глубокую могилу, Серый добрался до какого-то металла. Подумал, что люк. Оказалось – огромное ухо. Только на 126-й странице романа выясняется, что ухо – фрагмент гигантской статуи Ленина. С этого момента начинается борьба за сто двадцать тонн бронзы. Поистине дорогой Ильич. Не божество, не символ. Просто груда цветного металла. Но очень большая. И очень дорогая.

Действие романа развивается довольно вяло, увязает в бытовых подробностях, многочисленных цитатах из стихов, текстов песен. Особенно мешают действию отступления вроде «а вот еще был случай…» К ним относятся байки из армейской жизни Серого. Прошлое Афганца, история Темуджина и его братьев еще меньше связаны с сюжетом.

В романе нет героев, которым были бы дороги идеи Ленина, его образ и сам памятник. Нет идейного столкновения, а только конфликт экономических интересов. Получается, что основная часть романа ни идейно, ни стилистически не связана с финалом. Он возникает неожиданно, как и памятник из могилы.

Герой романа Серый откопал статую, но не сумел воспользоваться своей находкой. Писатель Сергей Волков нашел прекрасный материал для оригинального сюжета, но, на мой взгляд, не сумел реализовать интересный замысел.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу