Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Татьяна Соловьева

Готские письма

Герман Садулаев
Готские письма

Другие книги автора

Герман Садулаев "Готские письма"

Герман Садулаев, известный широтой своих писательских интересов, обратился к теме готов – не тех, что под напевы группы Lacrimoza бродят, длинноволосые, по кладбищам в чёрных плащах, а древнем племени, создавшем своё государство на территории нынешней России, а затем расселившемся по Европе. Этот древнегерманский союз племён сыграл важную роль в европейской истории.

Обратившись к этой теме, автор рассуждает об искажениях истории в разные периоды: кто-то тешит свои амбиции, кто-то из переписчиков воспроизводит по памяти когда-то прочитанное, кто-то вносит исправления в угоду правителю. В результате мы имеем то, что имеем: ни о какой «объективности» в истории не может быть и речи. Мы и о самом термине история договориться не можем: концепций великое множество. Самая популярная гласит, что история – это политика правителей, но есть последователи Гумилёва, считающие, что двигатель исторического процесса – всплески пассионарности, или Толстого, изучающие движения народных масс, или религиозных концепций, или многих других.

«Свободны ли хроники от религиозного, мифологического, фольклорного влияния? И не ангажированы ли они политически? Безусловно, ангажированы. Не ангажированный политически и идеологически текст просто не имел шансов быть составленным и дойти до наших дней». Литература была уделом избранных, элиты, а элита – это либо служители культа, либо близкие к политическим кругам интеллектуалы. Они не могли не преследовать каких-либо целей, не пользоваться уникальным инструментом, попавшим к ним в руки. «Проще говоря, почти всё, что до нас дошло, это пропаганда, причём актуальная пропаганда», поскольку всё, что теряло свою актуальность, «не сохранилось». Оно просто изымалось, вымарывалось, не переписывалось. «В наше время, – говорит автор, – всё, конечно, не так». Конечно. Совершенно иначе.

Садулаев прослеживает путь готов, их расселение, рассуждает о религии и воззрениях, рассказывает о том, как готы взаимодействовали с Римской империей: войной, грабежами и последующими союзами, – как под влиянием Рима стали христианами, пусть и «в арианском изводе (с тёмной подкладкой веры в Одина)». Пришло ли к славянам христианство изначально в этой версии, доподлинно неизвестно, но как менялись традиции готов – да и вся Европа параллельно с ними, наблюдать невероятно интересно.

Так, пользуясь всеми возможными ангажированными (других-то нет) источниками, Садулаев задаётся целым рядом связанных с готами вопросаов – и последовательно на них отвечает, стилизуя свои размышления под самые разные жанры, например, под переписку с неким другом (приём в мировой литературе с очень давней и богатой традицией).

«Готы сгинули аки обры, не оставив прямых наследников. Готы – это не русские. И Русские – это не готы. Но готы и не шведы, и не половцы, и не балты. Готы – это готы. Раньше готы были, а теперь их нет. Ни одного не осталось. Только поэтому я, мой друг, занимаюсь готами, только поэтому». Мёртвые языки, мёртвые племена, погибшие цивилизации. Интересует Садулаева и концепция, согласно которой казаки – потомки готов. Разобрав её, автор объясняет, почему она ложная. Принцип «ищи, кому выгодно», тут снова работает безотказно. А выгодно это в какой-то момент оказалось не кому-нибудь, а Адольфу Гитлеру.

Русские – не готы. Но в то же время немножко готы. Особенно в восприятии соседей. Или скифы. Одним словом, дикари. В истории всё сложно и запутанно, но пересечения налицо, и вылавливать их из хроник времён Римской империи, Византии и Хазарии – а нам из книги самого Германа Садулаева – весьма интересное занятие. Речь не о цикличности истории – взять и притянуть сюда новый виток значило бы сильно всё упростить. Просто снова оказывается, что ничто на земле не проходит бесследно, и повторения, аллюзии, приветы из тьмы веков есть сейчас и ещё непременно будут. Где искать подсказок? Самое очевидное – в прошлом. Только вот готовы ли мы довериться тем самым «необъективным» шпаргалкам? Свои ошибки каждое поколение всё равно совершит самостоятельно, а история… Историю просто интересно изучать.

Садулаев пишет не монографию, не научное исследование. Для него готы – это личный вопрос, вопрос, живо интересующий его самого. И этот интерес не может не зацепить читателя. Автор на этом материале словно упражняется в писательском мастерстве, ставит перед собой новые и новые жанровые задачи – от писем до литературоведческой статьи или альтернативного жития, перенесённого из времён готов в наши дни. Садулаев обращается с материалом очень мастеровито и по-хозяйски, и получившиеся в итоге «Готские письма» – это не постмодернистский, а метамодернистский текст. Писатель не пытается деконструировать тот материал, с которым он работает: его цель – не разрушение, не отрицание, а игра со старыми вводными по совершенно новым правилам. И чем сильнее мы усложним эти правила, чем больше элементов включим в эту игру, тем интересней будет результат. В распоряжении Германа Садулаева оказался очень большой и разнообразный набор «кубиков». Неудивительно, что эта игра увлекает не только игрока, но и читателя.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу