Герман Садулаев "Готские письма"
Говорят, что Сергей Довлатов взял себе за правило, в одном предложении не начинать двух слов с одной буквы. Это, с одной стороны, ограничивает писателя, с другой стороны, дисциплинирует, с третьей, развивает его писательскую изобретательность. Такое упражнение.
Герман Садулаев решил написать книгу из трех частей, и чтоб все части были о готах. Чтобы готы были ключевым звеном в мировой истории, чтобы готы были причиной всей современности, чтобы готы были краеугольным камнем любого доступного дискурса.
Почему готы? А почему не надо начинать двух слов с одной буквы? Потому что если человек в достаточной степени владеет писательским мастерством, он справится, он выведет сюжет, куда ему требуется — хоть там готы, хоть гунны, хоть лангобарды.
Первый том книги посвящен истории готов, и построен как переписка. Точнее, как письма, которые выдуманный персонаж шлет автору. Отсюда можно узнать много всего интересного, потом еще походить по источникам, поискать новое или освежить память. О взаимоотношениях казаков и готов, о шведах и половцах, о датчанах и норвежцах. Ведь действительно интересно крутить историю и так, и эдак, переставляя сведения в приятном порядке.
“В 1675 году, некий профессор уппсальского университета Улоф Рудбек издал трактат «Атлантика, или Манхейм», в котором доказывал, что Швеция – это и есть потерянная Атлантида и родина человечества, из Швеции вышли великолепные готы, сверхчеловеки, которые создали и покорили наш мир. Древние готы исчезли, но их потомки остались в мире”. Можно и так, почему бы нет?
Во второй части речь идет о войне на Украине. Садулаев проецирует составленную им готскую матрицу на современную ситуацию, и все, так или иначе сходится. Готский миф будто бы прорастает через любую современность. Просто потому что любая война так или иначе походит на любую другую войну.
“В последнюю неделю мы расклеивали по городу листовки, на которых был изображён Мильдонов в виде жабы и Кобелёв в образе гадюки. Хотя, строго говоря, Мильдонов был рептилией, а Кобелёв земноводным, или оба были жабами, просто с разных болот”. — в принципе, так можно описать любую политическую ситуацию в каждой точке мира. Дайте глобус, Садулаев ткнет пальцем и найдет нужные слова.
В третьей части готский миф прорастает уже вообще везде — в интервью, в историософских допущениях, в отношениях чеченцев и русских. Опустим тут детали биографии автора.
Говоря об этом романе, вспоминают Блока с его скифами, Гумилева. Я бы вспомнил книгу Эдуарда Лимонова — “Исчезновение варваров”. Как хорошо — закрыл книгу, и никаких тебе больше готов.
Кстати, почитал бы роман, где вместо исторических готов над всем веют готы субкультурные. Или эмо.
Комментарии посетителей