Анна Матвеева

Не спи под инжировым деревом

Ширин Шафиева
Не спи под инжировым деревом

Другие книги автора

Игры со смертью

Это очень молодая проза. По безалаберности героев, по ритму фразы, по стилевому хулиганству диалогов, по наглости замысла. Читается легко, поскольку строй речи естествен, а изложение в меру изобразительно. Герои — молодые парни и одна девушка. Прямо-таки Ремарк, имя которого один раз всплывает в повести, хотя в связи уже не с «Тремя товарищами», а с «Черным обелиском». А вот сама история совсем другая, интересная и очень рискованная. Есть игры со смертью, игры со словом. Ход одной такой игры прослежен абсолютно конкретно, процессуально подробно, так что можно наблюдать все следствия вначале, казалось бы, только словесного обмана. Да не отпугнут читателя заголовки глав:  «Смерть», «Похороны», «Поминки» и т.д. Никто не умер, это мистификация, игра ради будущей славы мало кому известной музыкальной группы. Однако объявленный мертвым лидер группы постепенно становится живым невидимкой, никем. Со временем, даже заявив «Я жив», он получает ответ «Нет, ты умер», и даже родная мама забывает оставить ему ужин на столе.

Это очень сложная проза, хотя фабула книги проста, а следить за тем, как из одной лжи рождается другая, с каждым разом все более материализованная, увлекательно, ведь нам показывают всё, что происходит, в фактах и переживаниях. И бес-искуситель Ниязи, имя которого в переводе с азербайджанского означает «желание», пугает и притягивает не только главного героя и его компанию. Все герои книги неоднозначны, в каждом персонаже, включая потусторонних (полтергейст в облике бывшей хозяйки квартиры, крысиный король), привлекательное сожительствует с отвратительным, здесь нельзя очароваться никем и ничем, затягивает само событие. Воистину: бойся своих желаний. Игра в смерть приводит главного героя к эфемерной жизни, почти не жизни. А за этой опасной игрой встает еще один герой, многоголосый и мощный – это Facebook, где без конца считают лайки и готовы умереть, если их мало. Может, он-то и есть главный, этот крысиный король виртуальной реальности, недаром сплетенные крысиные хвосты так напоминают герою спутавшиеся провода компьютерной техники. И каждый в этой сети неотрывен от других и зависит от них, а в результате «твою судьбу вершат другие». И какие типажи этих других (злобного комментатора, писателя, журналиста) великолепно портретированы автором! И как понятно объясняется метод утверждения того, чего нет:  для этого нужно только «много буковок, с упорством утверждающих одну и ту же ложь».

Это тонкая проза, автор которой ни на минуту не отказывается от своего родного Баку, с его словечками, пейзажами, инжиром и долмой, но при этом блистательно пишет по-русски. Ширин Шафиева умеет соединить лиризм с иронией, физику жизни с метафизикой, точно отмерить ориентальные приправы для общечеловеческого блюда, действовать не только словами, но и умолчаниями. Например, у главного героя нет имени. У всех остальных имя есть – Джонни, Эмиль, Сайка, Ниязи, Зарифа, а главный герой всегда только «я». Да, это книга про каждого из нас, ведь каждый проходит искушение желаниями и подчас заходит слишком далеко, поддаваясь им. Так что же, мораль в том, чтобы не поддаваться? Нет, автор так не считает. Последние слова книги  – это «воздух совсем другого мира», а двери в другой мир может открыть и ошибка.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу