Митя Самойлов

Стрим

Иван Шипнигов
Стрим

Другие книги автора

Иван Шипнигов "Стрим"

Столкновение в гиперреализмом всегда производит на меня сильное впечатление. Роман “Стрим” — это примерно как постановки покойного Михаила Угарова, как фильм “4” Илья Хржановского, как пьесы Дмитрия Данилова. Это чистый случай фиксации речи в ее максимальном приближении к повседневной реальности.

Роман состоит из 66 фрагментов, написанных будто бы без участия автора. Может даже показаться, что это одна сплошная стенограмма речевого потока нескольких узнаваемых типажей — нищего менеджера, нищей девушки с Юга России, нищей продавщицы. Вернее, нет, они, конечно, не нищие, они живут в московских съемных квартирах, ходят в кафе и на работу, берут кредиты. Но они малообеспечены как материально, так и духовно. По совокупности этих обстоятельств просто записывать их речь, думаю, смысла бы не имело, они бы не наговорили столько. Поэтому автор дав им голос, направил его в нужное русло — предельной концентрации обыденности и убожества.

“наташа на меня запала и хочет завлечь меня в свои чары”.

“я чувствую, как растет чувство моего мужского достоинства”.

“так как не все могут знать, расказываю”

“правильно писать скрепя сердце а не скрипя сердцем. не все могут знать а я прочитал”

Люди описывают свою жизнь — свидания, поход за продуктами, знакомства, посещение банка, работу в обувном магазине. Они пытаются жить не хуже других. Пытаются изо всех сил. И презрение читателя постепенно, усилиями автора, перерождается в сочувствие, потом в сопереживание, а потом и в симпатию, граничащую с любовью.

Это и смешно, и трогательно — будто смотришь на жизнь насекомых, и узнаешь в той вот букашке себя. А чем ты лучше? Тем, что правильно говоришь в эфире — ведь стрим это и есть эфир — не путаешь слова, умеешь строить сложные предложения и покупаешь сметану за 89 рублей, а не за 54? Вот и всё, вот и вся разница.

А герой, меж тем, к концу повествования находит любовь, покой и ипотеку. Делает свою речь более интересной и правильной. Небольшое, но всё-таки, завоевание, полностью соответствующее основным принципам русского психологического романа — герой приходит к финалу не тем, какой он был в начале. Герой изменился, стремительно меняется и реальность, запечатленная в этом романе. Поэтому, конечно, добросовестный театральный режиссер должен немедленно поставить этот роман на небольшой сцене. Тут даже инсценировку писать не надо. И артистов будет несложно подобрать. Типажи то всё узнаваемые и весьма распространенные.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу