Аполлинария Аврутина

Стрим

Иван Шипнигов
Стрим

Другие книги автора

Иван Шипнигов "Стрим"

Название романа «Стрим» Ивана Шипнигова изначально намекало на то, какого рода и содержания текст ожидает читателя. Тот факт, что текст был номинирован в рукописи и на момент прочтения членами Большого жюри был еще не издан, давал возможность думать о молодом, начинающем авторе, о литературном снисхождении и т.п. даже не заглядывая в гугл.

Тем не менее, текст удивил, если не сразил. С трудом прорвавшись сквозь несколько первых страниц совершенно невозможной по уровню безграмотности интернет-речи и потирая заболевшие от всего этого виски, я уже было решила отложить в сторону это произведение, подумав, что еще одна-две страницы, и я сама начну писать с такими же ошибками, как вдруг… до меня стремительно «дошло», что передо мной – дневники героев, притом настолько разных и столь мастерски выписанных, что остаток романа я проглотила на одном дыхании за одну ночь. Читала до утра.

Роман «Стрим», как и обещает его название, написан в формате монологов интернет-мессенджера (даже не телеграм-канала). Тут даже можно гадать, какая из соцсетей задала формат, но мне на ум пришел тик-ток и инстаграм. И в случае героя Леши немного Вконтакте.

В наше время писать большие письма и вести дневники не принято, и поэтому дневник в настоящем его смысле ведет только один из героев. У остальных героев потребность дневника сохраняется, но реализуется с учетом времени и контекста, так что записывают они свои мысли либо в телефон, либо вообще надиктовывают. В этом романе обращает на себя внимание полное отсутсвие описаний, и все без исключения обстоятельства и харатеристики вводятся в повествование через прямую речь героев. При этом собственно диалогов в романе тоже нет – только монологи.

Речевые портреты героев, блестящая стилистика текста показывают, что автор не просто мастерски владеет писательским инструментом, но и еще высококлассный филолог.

Вероятно, не совсем справедливо уделять в рецензии такое большое внимание форме в ущерб содержанию, но содержание романа достаточно стандартно, а вот форма, безусловно, является его изюминкой. Форма задает динамичный темп текста, который поддерживается динамичным содержанием. Встречи и расставания, знакомства, карьера, создание и разрушение семей – в суматохе повседневности словно бы отсутствует что-то важное и настоящее, ведь часть этой жизни происходит «онлайн». И возникает вопрос: а нужно ли это важное и настоящее, и так ли оно важно?

В каких-то фрагментах этого веселого, искрометного текста можно было бы углядеть иронию в адрес персонажей, но в больше степени, чем ирония, между строк читается внимание автора к своим героям, стремление понять их и даже нежная любовь к ним.

В конце становится понятно, что роман – просто о любви.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу