Татьяна Соловьева

Стрим

Иван Шипнигов
Стрим

Другие книги автора

Иван Шипнигов "Стрим"

Для того, чтобы писать поток сознания после модернистов, в частности, Уильяма Фолкнера, Вирджинии Вульф и Джеймса Джойса, надо обладать определённой смелостью. Для того, чтобы писать поток сознания не только после модернистов, но и после постмодернистов, надо быть отчаянным смельчаком. Это почти как рисовать чёрный (или любого другого цвета) квадрат после Малевича со словами: «Я тоже так могу!». Вроде бы, дело нехитрое: «пошли на гладкое, один ударил, и другой ударил. Пошли дальше, и я пошёл» (Фолкнер). Но простота эта кажущаяся – чем на профанный взгляд проще сделана вещь, тем сложнее ею привлечь и удержать читательское внимание. Иван Шипнигов отважился.

Его текст раздражает, как раздражает рецепторы любое сильное воздействие. Нарочитые ошибки, неточно сформулированные мысли, странный порядок слов в предложениях, отсутствие заглавных букв (боже, да кто вообще в 2020 – 2021 гг. пишет прозу без заглавных букв?!) – приёмы старые, очень старые, всем известные, но у Шипнигова они работают. Цепляют. Не оставляют равнодушным – а ведь это и есть главная задача искусства – не «нравиться», а «не оставлять равнодушным». Автор нарочито максимально усложнил себе задачу: не просто рассказать историю, но сделать это используя странный и сложный инструментарий. И справился с ней – героев отличаешь по интонациям, репликам, образу мыслей, узнаёшь в них не себя – они представители совсем иной социальной страты – но их самих.

Лексически автор противопоставляет на уровне системы образов представителей двух поколений – «отцов» и «детей». Лексика молодёжи – это не просто разговорная речь, а речь нарочито упрощённая, отчасти намекающая на когнитивную дисфункцию. Она вызывает ассоциации и с речью героя «Цветов для Элджернона», и с речью Бенджи из уже упоминавшегося «Шума и ярости»: «тиндер странное место. с начала лайкал всех под ряд, не глядя. ребята с работы объяснили что нужно брать количество, и чем больше лайкнешь тем выше % совпадений. но где то через три часа приложение мне написало что у меня закончились лайки! там оказывается есть лимит лайков в сутки. и предложили купить GOLD акаунт. 369 рублей в месяц это стоит, ну я вам уже объяснял про уловки маркетологов. но я решил попробывать и купил этот Gold, хоть и дорого.

и результаты не заставили себя долго ждать!! лайкать можно вобще сколько угодно. хоть пока все образы девушек не сольются в сплошную одно образную массу. плюс там есть функция, на которой видно, если тебя кто то лайкнул. меня правда пока никто не лайкнул, но думаю за этим дело не станет за горами».

Однако автор, проводя своих героев через события романа, показывает их развитие, и в конце они не тождественны себе тем, каких их узнал читатель, они растут, меняются, мыслят, а следовательно, существуют. «Отцы» звучат грамотнее, разумнее, и, как и следовало ожидать, скучнее. Потому что времена меняются: на смену личным очным встречам приходит уже даже не Zoom, а Clubhouse, на смену модернистскому потоку сознания – бесконечный стрим. Вещание без купюр и без остановок, жизнь во всей её полноте, ужатая до одной звуковой дорожки.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу