Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Татьяна Леонтьева

Садовое товарищество

Денис Крюков
Садовое товарищество

Другие книги автора

Как я провел лето

Начало повести располагает к себе читателя. Автор лирично и с любовью передает атмосферу подмосковной дачной жизни. Кто хоть раз в детстве проводил лето в деревне, на даче или огороде — в том откликнутся мотивы этого небольшого текста. Летний дождь и резиновые сапоги, звук циркулярной пилы с соседнего участка, походы по грибы… А если в поселке есть друзья — так вообще красота!

Поностальгировали — и хватит. На этом достоинства повести, увы, заканчиваются.

Возраст главного героя, Петьки, в повести конкретно не обозначен, и это сбивает читателя с толку. Петька не то ребенок, не то взрослый парень. Живет на даче один и питается только бутербродами. По-хозяйски решает вопросы с председателем (менять забор или не менять). О родителях Петьки автор ничего не сообщает. С наступлением осени герой не спешит в город — значит, в школе уже не учится. Однако Петькины невинные развлечения с друзьями вовсе не похожи на юношеские. Эти забавы явно детские. Ребята играют в слона, рубят борщевик, «сражаются с фашистами». Девочками интересуются очень уж робко и ни о каких сигаретах или алкоголе не помышляют. Пьют исключительно лимонад. Тема поступления в вуз, работы и выбора пути после школы никак не озвучена. Откуда у Петьки деньги на продукты из поселкового магазина — история умалчивает.

Время действия тоже конкретно не обозначено, но все детали говорят о том, что это советский период: возможно, 70-е или 80-е годы.

Петька на даче откровенно скучает — то с соседом лениво перекинется словцом, то уток на пруду возьмется считать. И нам, как и Петьке, скучно тоже. Но вот в поселке появляются друзья-товарищи — Мишка и Костя. И Петька оживляется: наконец-то начнутся приключения! Оживляемся и мы. Но будем жестоко, жестоко обмануты. Петька станет веселиться с друзьями — а нам придется скучать и дальше. До самого конца.

Потому что в книге ничего особенного происходить не будет. То есть какие-то события, конечно, описываются. Например, ребята решили сходить на рыбалку — и сходили. Или решили починить мотоцикл — и починили. Собрались поболтать — и поболтали.

Автор игнорирует тот факт, что для сюжета необходим конфликт. Что у героя обычно бывает какая-то проблема — внутренняя или внешняя. Что герой на протяжении всей книги эту проблему решает. И приобретает какие-то новые качества… Если повесть о детстве-отрочестве — то обычно речь идет о взрослении. Денис Крюков, что интересно, повесть свою завершает именно в этом ключе: «…Надо ехать в город. Там его ждет взрослая жизнь». Вроде как Петька за лето повзрослел. Но с чего бы это? Какую такую инициацию он прошел? Сходил с ребятами посмотреть на плотину бобров?

Впрочем, кое-какие достижения у Петьки имеются. Он юный художник: на протяжении повести делает наброски и рисует фантазийные картинки. Это похвально. В конце лета у Петьки даже состоялась выставка в садовом товариществе. Но и эта тема, увы, никак не вытягивает сюжет, потому что тоже не включает никаких препятствий. Нравится рисовать — рисует — и все довольны.

Легко догадаться, каким образом возникают такие произведения. Автору хочется отрефлексировать свое прошлое. Или просто записать, сохранить его на память. Детские воспоминания милы сердцу автора и вызывают в нем теплые чувства. Писатель воодушевляется и хочет поделиться с читателем этой теплотой.

Но вот начата работа — и оказывается, что жизненный материал не содержит никакого уникального опыта. А сочинять автор либо не хочет (решает воссоздать всё именно так, как было), либо не умеет (сугубый реалист). И получается слепок с обычной мирной жизни, где ничто не нарушает ее размеренного течения. Ну разве что какие-то вредители появляются в самом конце повести и стремятся открыть кладбище рядом с дачным участком. Да, тут даже завязывается некая борьба между вредителями и дачниками, но на основную тему повести, на кульминацию это точно не тянет. Слишком поздно происходит это «приключение».

Конечно, литературу можно сделать и из самой обычной бытовой истории. Герои рассказа могут сражаться всего лишь с кастрюлей каши — а из этого получится шедевр. Но здесь явно не тот случай. Нет у автора ни специфического юмора, ни особого способа отражать реальность. Есть только лирика, импрессионизм… Но такие тексты-состояния, тексты-впечатления, к сожалению, не способны надолго удерживать внимание читателя.

В 2015 году мне уже довелось прочесть одну книгу Дениса Крюкова — «Кругом сплошное лето», выпущенную издательством «Ил-music». Сейчас я даже приблизительно не могу вспомнить ее содержания, как ни стараюсь. Боюсь, что и «Петька на даче» выветрится довольно скоро.

Нет никакой беды в том, что автор написал книжку о своем детстве. Нет беды в том, что она издана — у нее есть свои литературные достоинства, своя атмосфера.

Беда в том, что сегодня каждая книга борется с тысячами других за внимание читателя. Книга не существует в вакууме. До нашего автора на тему детства и отрочества было сказано немало: классики понаписали несколько книжных шкафов, да и современники не отстают. Литературное сообщество становится все более и более многолюдным.

Читатель, который интересуется современной отечественной прозой, не в состоянии уделить внимание всем новинкам, выходящим в течение года. Он вынужден выбирать. А книга, в которой ничего не происходит, навряд ли зацепит внимание искушенного читателя. Она попросту не переживет конкуренции.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу