Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Денис Епифанцев

Плейлист волонтера

Мршавко Штапич
Плейлист волонтера

Другие книги автора

Мршавко Штапич "Плейлист волонтера"

«Плейлист волонтера», кажется, лучшее, что я прочитал в этом сезоне. До определенной степени – идеальный современный текст.

Во-первых, это нонфикшн. Не придуманный текст про вымышленных героев, а вполне себе на реальных событиях, с реальными людьми, случаями, словами, реакциями и чувствами. Про, в общем-то, интересных людей – волонтеров, которые сами по себе, в свое свободное время и за свой счет занимаются поиском пропавших. Такая у них планида. И, до определенной степени, это полезный текст. Там много лайфхаков, которые нам всем стоит усвоить, чтобы если зимней ночью в метель ты случайно заблудился в лесу с севшим телефоном, тебя смогли найти живым. Потому что, как убедительно показывает автор, случиться может с каждым.

Во-вторых, это прекрасный образчик в жанре «мудак с алкогольной зависимостью просрал все шансы». Старинный почтенный жанр, в котором есть множество прекрасных текстов, и автор разыгрывает свою партию как по нотам. Но при этом подробно объясняет, что вот эта поисковая жажда, которая заставляет людей не спать сутками, ходить по лесу, в любое время срываться из дома, чтобы бродить по болотам в поисках отправившейся по грибы бабушки и так далее – это не каждому человеку под силу. И, видимо, людям, про которых можно говорить, что они в рамках психической нормы, вообще не доступно. Ну и, понятно, что если ты отлично находишь трупы в лесу – в обычной жизни, что-то пойдет не так.

Ну и, в-третьих, это детектив. Каждый случай – это не просто история про то, как «приехали и пошли в лес», нет. Каждый случай особенный, в каждом конкретном случае что-то уникальное. Есть общие схемы – эти люди теряются так, а вот эти так, но, чтобы добраться до сути, понять кто потерялся – надо провести опрос, смотреть, подмечать. Иногда ведь люди уходят в лес намеренно, иногда случайно, а иногда родственники говорят, что они ушли, а их на самом деле уже разложили по мешкам.

И все это вместе: детали, мелочи, наблюдения – складывается в такую панораму современной российской жизни. Вся эта история – не про волонтеров, не про потерявшихся, не про алкоголизм и пьяный неудачный секс – это все про то, как устроена современная российская действительность, в которой довольно распространенная причина детской смертности «упал в яму деревянного сортира и захлебнулся в дерьме». Автор заглядывает в дома и лица в тот момент, когда что-то случилось, когда сдвинулся обычный порядок, и тогда вдруг видно что-то очень страшное, что обычно скрывают.

Мршавко Штапич же выступает таким русским Хантером С. Томпсоном. Стилистически это вообще-то именно оно и есть: «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», только с поправкой на местную хтонь. Преподавал бы журналистам – советовал «Плейлист волонтера» как образчик гонзо-журналистики по-русски: зло, едко и динамично.

«Баба 50 лет. Пила на опушке с друзьями, такими же маргиналами, как и она сама. Потом встала и ушла в лес.

Что ж. Бывает. Особенно если ты маргинальная баба, всю жизнь прожившая в Мытищах.

Я бывал в Мытищах. Я бы не удивился, если бы в один день все жители Мытищ внезапно ушли в лес. В лесу лучше».

Но интересно, на мой взгляд, не то, что это такой жанр-химера, отлично сплавленный из множества других жанров (хвост отсюда – рога оттуда), а вот что: каким-то немного странным образом, «Плейлист волонтера» рифмуется с другой книгой – с «Некоторые не попадут в ад» Захара Прилепина. (я в какой-то момент представил, что, если поменять названия книг местами, будет как-то правильней).

Вообще-то это структурно один и тот же текст (да извинит меня автор за такое сравнение). Есть человек – рассказчик – который тратит свои силы, время и деньги на то, чтобы участвовать в деле, которое он считает правильным и которое со всех точек зрения выглядит, как военные действия. Рассказчик много пьет, крайне гетеросексуален (в случае с Прилепиным, правда, он об этом только говорит, а в случае со Штапичем – просто много секса с рандомными девушками) и много думает о том, как устроена жизнь. Единственное отличие этих текстов – в той точке из которой говорит рассказчик, где он находится. Прилепин обустраивается на солнышке, на пригорке с похлебкой в котелке и любуется на себя и происходящим вокруг в таком немного инстаграммном смысле – накладывает легкомысленные литературные фильтры. Штапич – в лесу, зимой, бегает с рацией и фонарем понимая, что еще немного и заблудившийся умрет от охлаждения и надо бежать, потому что это живой, хотя и совершенно незнакомый ему, человек.

И это интересно. Это два противоположных взгляда на то, что такое мужественность, мужское поведение сегодня, как это работает, как себя репрезентует, появившиеся примерно в одно и то же время. И если первый весь состоит из штампов и общих мест – мужчина, как герой романтической литературы. То второй – живой поиск и мучительное конструирование, которое происходит прямо на твоих глазах.

Короче – очень круто.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу