Максим Мамлыга

Плейлист волонтера

Мршавко Штапич
Плейлист волонтера

Другие книги автора

Мршавко Штапич "Плейлист волонтера"

Поисковое движение – одна из самых заметных низовых инициатив в России. Благотворительность многолика – детям, больным онкологией жертвуют гораздо охотней, нежели бездомным, поиск своей целью однозначен – оттого общественный консенсус вокруг него кажется будто бы более прочным. При этом о буднях поисковиков не сняты фильмы и сериалы (хотя они встречаются в нескольких), не написаны романы и почти нет летописей и мемуарного нонфикшена(могу вспомнить только книгу издательства «Бомбора» про отряд «Лиза Алерт»). Мршавко Штапич написал книгу, которая должна стать одной из на воображаемой полке «книг о поиске», благо, как показывает «Плейлист волонтера» сюжетов такое занятие предполагает множество.

Каждая главка устроена максимально просто – по принципу твердой формы сериального эпизода в ситкоме. С одной стороны, есть наш герой, рассказчик, прошедший к началу определенный жизненный путь (молодой и довольно безбашенный бунтарь и циник, с опытом на телике и постоянным желанием денег, секса и выпивки) – и в каждом эпизоде мы понемногу следим за его развитием (это сквозное движение поддерживается постоянными персонажами). С другой, есть ситуация эпизода-главки, в которая начинается и заканчивается внутри эпизода-главки – в «Плейлисте волонтера» это ситуация поиска конкретного человека. Каждая глава названа названием песни, которая ассоциировалась с конкретным поиском или его обстоятельствами.

Автор (при содействии редакторов) позволяет себе «большую свободу в обращении с языком», то есть попросту «не стесняется в выражениях», а еще проще – говорит обычным языком, каким мы говорим в жизни, а не на письме (с поправкой на время – язык в матерных и сленговых изводах иногда кажется или чуть-чуть нарочитым или слегка устаревшим). Это определенно прибавляет обаяния и колорита тексту дает эффект присутствия и делает его более реалистичным.

Обаяния прибавляет также цинизм и приземленность автора – иначе книга бы не работала. Штапич постоянно твердит, что в поиск хорошие люди с белыми ручками не идут – это дело не для них. В подтверждение этому, он допивается до бессознательного состояния, мечтает заняться сексом с почти каждой встречной женщиной (в книге много такого махрового сексизма, что даже говорить неловко – чего только стоит пассаж о том, что секс с некрасивыми женщинами – задача национальной важности, иначе они всех переубивают). Но по ходу чтения ты не вопишь, но сочувствуешь герою, так как он занят важным и прекрасным общественным делом – поиском пропавших людей. В общем, выпивка и секс для Штапича – это как кокаин для Шерлока Холмса или викодин для доктора Хауса.

Это – в «Плейлисте волонтера» - один из ответов на главный вопрос, которым задаешься открывая книгу: что толкает человека в любое время дня и ночи отправляться на поиски бабушек-грибниц, влюбленных подростков, отчаявшихся самоубийц и жертв домашнего насилия? Судя по всему, это собственная разъятость, недостаточность, неблагополучие: герои находят друзей и любовников среди сообщества поисковиков, получают признание и новые навыки и, конечно, приключения, которые дают ощущение настоящей жизни и разнообразия. Поиск дает им то, что они не могут получить в других местах, дает возможность найти себя своим среди тех, кто не будет считать их изгоями. Так Штапич представляет себе начало вводной лекции по городскому поиску:

«Вы должны понять, что большинство из вас вообще сюда пришли не за поисками, а бегут от своей жизни. То есть ни на что не годятся».

Остальное держится на фактуре реальных историй, которые не позволяют устать и заскучать при такой форме. Не знаю, как насчет «Национального бестселлера», но сделать добротный сериал из этой книги – было бы замечательной идеей. Стриминговые платформы, ау!

К слову, герой в конце все-таки находит своей счастье (помимо поисков, формула секс/деньги/выпивка трансформируется в любовь/интересное занятие/трезвость – не сказка ли?)

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу