Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Надежда Геласимова

Финтифля

Наталия Гилярова
Финтифля

Другие книги автора

Наталия Гилярова "Финтифля"

«Олег не терпел финтифли. Но диваны и прочая мебель, дома и целиком города, потом Ольга и прямоугольники окон – все оказалось финтифлей».

Вот так живешь и не знаешь, что все вокруг – финтифля. Нервничаешь чего-то, переживаешь, торопишься, внимание излишнее уделяешь «значительным» и «важным» вещам, а нужно-то просто замереть на мгновение и заглянуть внутрь себя. Тогда, может, и поймешь чего-нибудь. Ну, или нет.

Умело играя словами и образами, Наталия Гилярова напоминает нам о важности и необходимости оставаться настоящим человеком. Сама по себе мысль, конечно, не новая, дело понятное. Но Гиляровой удается говорить об этой простой и вечной истине в особой манере – погружая героев в абсурдный и в некотором смысле фантастический мир. Фантастический – это про реализм, не про фантастику. Причем абсурд этот, происходящий вокруг, иногда как будто улавливают и сами герои, но против демиурга не попрешь. Потому приходится им играть по правилам, ища лазейки, как бы взбрыкнуть. Выкинуть фокус какой, когда вокруг «мир синтетический» с «деревьями синтетическими».

На тему абсурдности жизни есть один французский писатель, Сильвен Тессон. И есть у него рассказ про альпинистов, в котором говорится следующее: «Альпинизм – это способ побороть абсурдность жизни, противопоставив ей еще более абсурдные поступки». Потому что – ну, кто его знает, какой в жизни смысл. Да и нужен ли он вообще, если вокруг столько удивительного. Главное – успевай наблюдать.

А Гилярова как раз-таки из внимательных наблюдателей, подсматривает за ходом жизни, за магией ее, за странностями, а потом себе отмечает. И получается такой вот сборник коротких рассказов с подобными моментами:

«Даже если ничто от жизни не запечатано внутрь бабушки, все наслоилось снаружи – обозначилось, отложилось – дряблыми морщинами, бородавками, восковыми мешками. И когда бабушка проходит мимо, жизнь ухмыляется».

Вообще, все в этой прозе бежит, прыгает, тянется, крутится, движется, не стоит на месте. От того и жизнь сама кажется какой-то живой. Никакой рутины. Гилярова как будто сквозь цветное стеклышко на нее смотрит, и все вокруг преломляется и преломляется, причудливым становится, волшебным. И даже серое – уже и не серое вовсе, а цвета, может, такого, какого и не было никогда. Но в голове-то попробовать представить и новый можно. Вдруг получится.

Ну, а то, что язык на платоновский похож, что поделаешь. Об этом на четвертой полосе обложки прямо говорится. Единственное – увлекается иногда Наталия Гилярова в попытках ощущения передать. Блуждает вокруг частокола из слов. Бывает. Но так или иначе выход находит. И вопросы емкие отправляет во Вселенную:

«И зачем человека мучить, если жизнь его все равно такая маленькая?»

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу