Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Анна Матвеева

Love International

Сергей Солоух
Love International

Другие книги автора

Не без греха

Это очень талантливый и очень злой текст, настоянный, как показалось, на обидах и стремлении свести с обидчиками счёты. С первых же строк меня, как Антона Семёновича Шпака, начали терзать смутные сомнения, которые вскоре развеялись – и за персонажами, выросли как живые, фигуранты интересной литературной жизни города Москвы. И коротко стриженная, вечно восторженная критикесса в платье-валенке, и разодетый болтун-культуртрегер-продюсер, успешно доящий государственные институты и замахнувшийся на штурм нефтяной корпорации, и девушка болтуна, юная похабная писательница, автор романа «Триппер Чехова» – все они у талантливого Солоуха выписаны так объемно и узнаваемо, что не знаешь: то ли дивиться смелости автора, то ли, как он сам советует в кратком предисловии, «отгонять морок и галлюцинации». Отгоняем, да. Но они не отгоняются, вот в чём дело. Так и читаешь до конца, пребывая заложником образов, и это довольно тяжкое испытание. Представить знакомого человека участником сексуальной сцены, описанной на первых страницах в стиле «свинью стошнит» – это, я вам скажу, удовольствие на любителя.

Тем не менее, попробуем отвлечься от прототипов и аллюзий (может, и вправду галлюцинации), и порассуждаем о художественных достоинствах романа. Повествование состоит из двух внутренних монологов главных персонажей – очень плохого Александра Людвиговича и очень хорошего Виктора Большевикова. Солоух, без сомнения, мастер – не всякий способен воспроизвести монолог со всеми его метаниями, ответвлениями, отвлечениями так, чтобы читатель не сбился и не заскучал. Тут всё получилось. Не получился положительный герой, он постный, это раз, ему не веришь, это два. Отрицательный зато сверкает всеми гранями, убила бы. Зло в романе побеждает добро, смерть – любовь, а деньги – литературу. Всё как в жизни. Не убедила меня долго и умело расписываемая автором способность Александра Людвиговича зарабатывать деньги изумительной болтовней  – произнесенные им реплики жидковаты, а где-то и банальны, хотя на уровне мыслей, того самого монолога, всё хорошо. Не очень удачна обещавшая так много поначалу линия дочери болтуна – она обрывается как бы на полуслове, при том, что с прочими второстепенными героями автор обошелся уважительно, как с самыми дорогими гостями.

Пишу я это сейчас и думаю: прочтёт Сергей Солоух мой отзыв и опишет меня в своем следующем романе с убийственным сарказмом.

Хорошо ещё, что я не ношу платья-валенки!  Хотя все мы, конечно, не без греха, а кое-кто и с фигой в кармане.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу