Василий Авченко

Книга о Петербурге

Сергей Носов
Книга о Петербурге

Другие книги автора

Носов как жанр

Сергей Носов – возможно, самый петербургский писатель (быть ленинградским, пишет он сам, было проще).

Его новое произведение названо просто: «Книга о Петербурге». А почему нет? Просится даже серия. Ведь в России 1117 городов, и книги достоин каждый.

Правда, тут есть сложность: писатели рассеяны по просторам нашей необъятной страны неравномерно, и если в Петербурге или Москве прекрасных авторов тысячи, то насчёт Верхоянска, Среднеколымска или Северо-Курильска не уверен.

Если вернуться к книге, то тут другая сложность: о Петербурге столько написано, что, казалось бы, чего же боле? Слишком остра конкуренция.

И ещё одна проблема: как изложить исторические факты, чтобы это было увлекательно, а не как в учебнике? Как отыскать свою интонацию-мелодию?

Носову удалось – в очередной раз - сказать новое, сказать своё. (Из эпиграфа к книге: «— Вы серьёзно? О Петербурге уже всё есть. — Да ладно! Моего нет».) Книга личная и лиричная, лёгкая и живая.

Что такое город, если рассматривать его как живой организм, из каких клеточек состоит его ткань, как он дышит, растёт, развивается?

Культурные слои трёхсотлетнего Петербурга не лежат изолированно друг от друга; город живёт, и поэтому всё в нём перемешано. Вот и в книге все и всё – рядом: и первостроители, и наши современники, и Пётр, и Беглов.

Историческое переплетено с личным – а как может быть иначе, когда пишешь о своём, о том, что ближе рубашки, о том, что составляет часть тебя, о том, часть чего составляешь ты сам; я вот тоже не могу писать о Владивостоке отстранённо – могу с любовью, могу с ненавистью, но остыло – не могу.

В книге Носова – факты и мифы, причём вторые нередко интереснее и важнее первых. Новый взгляд на привычное, вроде бы приевшееся.

Это энциклопедия Петербурга – но энциклопедия человеческая, тёплая, дышащая. Птицы, деревья, памятники, блокада, Достоевский (откуда взялись 730 шагов Раскольникова, который, оказывается, был соседом Пржевальского?), «петербургский парадокс» и прочие поребрики с брандмауэрами.

Даже себя я в этой книге вдруг нашёл - неожиданно. В том месте, где говорится об открытии якутских алмазов геологом Ларисой Попугаевой, которая училась с Сергеем Носовым в одной школе, только раньше.

А жанр? Эссе, мемуар, очерк… Какая разница. Это пусть учёные разбираются, а мы помним главное: «…кроме скучного».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу