Татьяна Леонтьева

История смерти

Сергей Мохов
История смерти

Другие книги автора

О смерти — с любовью

Толковая научно-популярная книга о смерти. Хороша и по форме, и по содержанию. Написана легким языком, главы — оптимального размера, переключение с темы на тему происходит логично. И с первых же страниц чувствуется, что автор — специалист, который своим делом горячо увлечен, тему свою любит и изучил вдоль и поперек. Это неравнодушие передается и нам, внимание читателя ни разу не ослабевает на протяжении всей книги.

Тема смерти огромна — люди-то умирали всегда. Какой путь выбрать автору, чтобы тему раскрыть? Сергей Мохов решил рассказать о современном состоянии вопроса: какие актуальные дискуссии ведутся в научном сообществе (да и просто в обществе) вокруг вопроса умирания. Почему в одних странах принята эвтаназия, а у других — нет? Достигнет ли когда-либо человечество бессмертия? Как публично выражать свое горе? Почему так популярны фильмы про серийных убийц и зомби?

Все эти вопросы то и дело возникают у современного человека, однако не каждый спешит искать ответы: смерть — не самая приятная штука. О собственной смерти раньше срока рассуждать не хочется, а рассуждая о чужой, всегда рискуешь обнаружить в себе какие-то неудобные чувства.

«История смерти» — это такой сборник экспресс-ответов на мучительные вопросы, но выстроен он методом айсберга. В каждой главе автор делает к современному состоянию вопроса краткую историческую подводку. При этом мы чувствуем, что за лаконичностью стоит глубокая научная основа. Из своих знаний Сергей Мохов извлекает именно то, что ему требуется для освещения конкретного вопроса, и книга не превращается в монографию или энциклопедию типа «Всё о смерти».

Об увлеченности автора говорят и примеры, которые он приводит в книге. Автор — внимательный наблюдатель, всегда начеку. Почему пожар в «Зимней вишне» вызвал массовую истерию и митинги? Можно ли собрать 500 тысяч подписчиков на теме своего вдовства? Как отражаются на психике телезрителя 16 тысяч смертей, которые он в среднем наблюдает за год на экране? Сын убил смертельно больную мать по ее просьбе — справедливо ли отправить его за решетку на девять лет?

Все эти примеры, которые автор замечает в массовой культуре, в криминальной хронике, в жизни виртуального сообщества, делают изложение материала очень понятным, интересным и близким.

А читая книгу в рамках «Нацбеста», по горячим следам и сам уже подбираешь примеры из лонг-листа. Вот же, вот всё то актуальное, о чем пишет Мохов. Цифровое бессмертие — в «Смерти.net» Татьяны Замировской. О проблеме перезахоронений — сборник интервью с поисковиками «Смерти нет». Публичное выражение горя? Пожалуйста, Оксана Васякина, «Рана». А еще есть «Ильич» про копателей могил на кладбище домашних животных. Соседство живых и мертвых наблюдаем в «Плейлисте волонтера» Мршавко Штапича и «Мой телефон 03» Марии Ким. И так далее.

Книгу Сергея Мохова хочется цитировать друзьям и знакомым, ей хочется делиться. История смерти, на удивление, получилась не страшной и не тяжелой, при этом автор обошелся без черного юмора. Сам факт разговора о смерти — это тоже одна из тем книги. «Энтузиасты смерти» (политические активисты) призывают почаще говорить о смерти, чтобы тема перестала быть табуированной и чтобы принять факт своей смертности и смириться с ним. Автор не до конца разделяет этот взгляд: разговоры он приветствует, но тему табуированной не считает. К своему читателю автор периодически обращается напрямую: «Как бы вам самому хотелось умереть?», «Хотели бы бессмертия лично вы?». Таким образом книга из разряда отвлеченно-познавательных переходит в ряд книг, имеющих и личное значение для читателя.

Есть в «Истории смерти» какой-то терапевтический эффект. Поговорили о смерти — и вроде бы, действительно, не так уж и страшно. Закрываешь книгу в хорошем, легком настроении. Мысли задано направление — и возможно, когда-нибудь эта книга поможет принять важное решение. Интересно, между чем и чем придется выбирать нам, ныне живущим. Скорее всего, между домом и хосписом. Но кто знает — может быть, между небытием и цифровой копией собственной личности?

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу