Иван Родионов

Путь тарбагана

Мария Лабыч
Путь тарбагана

Другие книги автора

Путь тарабарского

Как мне уже приходилось писать, последние лет -дцать мы можем видеть экспансию большой литературы на земли литературы условно "жанровой". Замечательно, что происходит это естественным путём: классикам русского детектива или, например, ЛитРПГ, конечно, всё это не страшно, и позиции их прочны. На то они и классики. А вот случайные люди второго ряда-эшелона, когда-то прельстившиеся кажущейся простотой "игры в жанр", конкуренции не выдерживают. В перспективе мы можем дожить до натурального расцвета "жанров", каждый из которых будут представлять их признанные мэтры плюс деятели "боллитры", совершившие на земли оного жанра вылазку. И это хорошо.

Работают против этого, внезапно, критики. Одни добросовестно исследуют жанры на не самых лучших их образцах, закрепляя и легитимизируя имеющееся. Вторые привычно топчут несчастную "боллитру", не делая исключений ни для кого. У внимательного читателя хорошей и разной критики может сложиться несколько шизофреническое впечатление: литературка наша, конечно, дурна ("не Трифонов" - боже, почему именно Трифонов?), однако детективы или фэнтези в целом хороши, особенно "каноничные". Хотя всё, мягко говоря, не совсем так. Явление это опасное, и мы ещё к этому разговору вернёмся.

А пока, к счастью, всё идёт так, как и должно. Андрей Рубанов, Шамиль Идиатуллин, Александр Пелевин и другие напитывают уставшие "жанры" живой водой. Тем же путём пошла и Мария Лабыч, но вода её, к сожалению, скорее мёртвая.

Постапокалипсис, альтернативная вселенная, безумный Макс в степях и пустынях Средней Азии. Эпидемия опять же. Девушка-наёмный убийца по прозвищу Тамагочи, экологическая катастрофа. И дождь-травка-влюбленные в финале: кинематографично.

"Путь тарбагана" мог бы стать крепко сбитой, пусть и несколько затянутой историей с простыми, но действенными приёмами (вроде буквализации всем известных афоризмов), если б автор не решил добавить в повествование "изюминки". Не в виде неожиданных смыслов, сложной психологии или игры в бисер с этими вашими "пост-пост мета-мета". Автор, простите, решила брать языком.

Дальше будет центон в прозе, чтоб эти умозаключения не были голословными.

"Мы все - покемоны в зоне прямого прострела (sic!)".

"Звуки оглохли".

"А пассажиры всё бежали, пока не запрудили (sic!!!) холл станции".

"По полу метнулся сухой полый шорох".

"В заборе были трещины с ладонь. Тома не сомневалась, что видна с той стороны, как на ладони".

"Джип торопясь глотал пустую трассу".

"В ее лице не было жалости или сочувствия".

"Пролезть не удастся, но рука просовывается сквозь решетку, а щеколда окна откроется от толчка "туда-сюда".

"Очконосная дежурная".

"Тихон зажмурился от боли яростного света".

"На коже был виден плетеный орнамент и даже перекрестьем рассеченное дно колокольчика".

"Если Павел не подходил к ней подолгу, или не гладил по отрастающему затылку..."

"Она стянула кеду и под столом ощупала ногой его пояс".

Наконец, последняя страница:

"Тома, с тех пор, как пропала, не объявлялась больше".

И всё это, добавим, перемешано с канцеляризмами, бессчетными отглагольными существительными. Один из любимых эпитетов автора – «пастозный». А на те действительно хорошие языковые находки, которые, справедливости ради, тоже есть в тексте, после сотой страницы просто перестаёшь обращать внимание. Как и, увы, на сюжетные хитросплетения - язык сбивает с толку и отвлекает.

Работает ли это хотя бы на юмор? Это пародийный текст? Работает ли это на неожиданную оптику, свежий взгляд? Или, извините, новый Платонов явился (или Пильняк)?

Судите, впрочем, сами. Может, я чего-то не понимаю.

И это я ещё не стал выписывать многочисленные орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки и просто опечатки: рукопись же, ни корректор, ни редактор, видимо, здесь ещё не хаживал.

Ну и в сурках (тех самых тарбаганах) как писательском тотеме, откровенно говоря, тоже нет ничего хорошего. Попсовее и тривиальнее, на мой взгляд, только на полном серьёзе описывать реальность через лис или сов.

Но это (в отличие от остального вышесказанного) уже вкусовщина.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу