Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Сергей Беляков

Другая материя

Алла Горбунова
Другая материя

Другие книги автора

Рассказы величиной с ладонь и чуть больше

«Будь я миллионер, я бы писал вещи величиной с ладонь», – пошутил как-то Антон Павлович Чехов.

Книга Аллы Горбуновой – это сборник коротких рассказов. И очень коротких: от двух до шести строчек. Это воспоминания о детских, школьных, студенческих годах и о том, что происходит в жизни тридцатилетней женщины сегодня.

Издательство АСТ выпустило книгу в серии «Роман поколения». Из этих рассказов роман не складывается. Очевидно, издатели имели в виду портрет поколения. Но Алла Горбунова, как мне показалось, не только не стремится представлять поколение тридцатилетних, но постоянно выделяет себя из общего ряда, подчеркивает свою нетипичность, даже маргинальность.

Повествование ведется от первого лица, но, конечно, не стоит отождествлять героиню рассказов, девушку асоциального поведения («Дурные привычки», «Как от трех мужиков», «Следы на руке», «Свои люди») и саму Аллу Горбунову, выпускницу философского факультета Санкт-Петербургского университета, поэта и прозаика.

Студенты в рассказах «Курсантам не повезло», «Парень на букву А», «Знакомство с Димой» заняты только тем, что бухают и трахаются.  Надеюсь, что это все же не достоверное, реалистическое описание быта и нравов, а подражание студенческому фольклору.

Учитывая философское образование автора, можно ожидать от рассказов серьезного осмысления жизни. Но Алла Горбунова как будто намеренно уходит от сложности, предпочитает легкое ироничное повествование. Лишь однажды, в рассказе «Летняя школа», она называет тему доклада, с которым выступает ее героиня на летнем семинаре философов: «Событийность как основа культурной идентичности: события травмы». Что стоит за этим загадочным названием – не раскрывается. И следует рассказ об очередном летнем приключении.

Рассказы «Как я провалилась в люк», «Рюкзак под кроватью», «Такие красивые макароны», «Беседа по домофону», «Необычная урна», «Вышла в магазин», «Задняя часть», на мой взгляд, лишены содержания. Просто случаи из жизни, даже не забавные. Содержание исчерпывается заголовком. Шла девушка и провалилась в люк. Пошла в магазин, а мужики пригласили выпить с ними. Увидела урну, бросила туда бумажку, а оказалось, что это чья-то сумка. Забыла вымыть кастрюлю, и макароны покрылись разноцветной плесенью.

Рассказы о сыне («Другая материя», «Мама и сын», «Как мы искали кота») и дедушке («Свет лучше солнца») выделяются из общего потока. Когда их читаешь, вспоминаешь невольно слова Штирлица: «Просто из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей». Улыбка ребенка. Улыбка старика. Дедушка «узнал меня, улыбнулся и лицо его просияло, преобразилось от света».

Рассказ «Сова и жаворонок» о долгой и счастливой жизни двух, совсем не похожих людей, о секрете семейного счастья: «Как два моих ангела, эти двое стариков смотрят за мной.  <…> Они стоят у калитки на даче — там, в вечности, в бессознательном, в детстве и смерти, а я зачем-то уезжаю куда-то и ухожу вдаль по летнему переулку. Оборачиваюсь: они стоят у калитки. Он повыше, она пониже. Крестят меня в воздухе».

В этих рассказах Алла Горбунова не иронизирует, не любуется асоциальным поведением, не бросает вызов моральным нормам, зато находит теплые и нежные слова.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу