Сергей Беляков

На берегу Тьмы

Наталья Соловьева
На берегу Тьмы

Другие книги автора

Река жизни

У этой книги долгая и не совсем обычная история. Наталья Соловьева выросла в Белоруссии, училась во Франции. Приезд в 2003 году в тверскую деревню изменил планы и жизнь Натальи Соловьевой на годы.

Все вокруг казалось создано для романа. Река с каким-то символическим названием Тьма. Дом из белого камня на холме и старинный парк, бывшая дворянская усадьба. И большой деревенский дом с высокой мансардой. И крестьянский быт: иконы, сундуки, старинные зеркала, вышитые подушки, стеганые одеяла, связанные крючком подзоры.

Материалом для книги стали документы из архива, комментарии краеведов, письма, воспоминания, поверья, песни, частушки, диалектные слова.

Захотелось рассказать о людях, которые жили здесь, «ударялись макушками о низкие косяки, просыпались от шума дождя по крыше, баюкали детей, праздновали, горевали, ждали писем с фронта».

Действие романа, за немногими исключениями, происходит в тверском селе. Начинается незадолго до Первой мировой войны и оканчивается вскоре после Великой Отечественной. Счёт времени идет по церковному календарю: «на Сретенье лепили из теста жаворонки», «после светлой седмицы холода закончились, наступила настоящая весна», «на Иванов день девки и бабы <…> отправились собирать лечебные травы: от кашля, грудных болезней, от живота», «на Казанскую в 1944-м открыли церковь <…> поплыл забытый колокольный звон».

В книге описаны крестьянские работы в поле, женское рукоделье зимой, праздники, венчание в церкви, проводы на войну, одежда, кухня (господская и крестьянская). О масштабах заготовок на зиму можно судить по «капустному корыту» на господской кухне.  Оно выдолблено из цельного дерева дуба.

Наталья Соловьева рассказывает в книге об очень интересных поверьях, вряд ли известных современному читателю. После Крещения женщины старались как можно дольше не полоскать белье в проруби, потому что нечисть, изгнанная при освящении воды, сидела на берегу и ждала, когда вместе с бельем можно будет спуститься в воду.

При этом роман не превращается в этнографический очерк. Все эти сведения естественно вплетены в повествование о повседневной жизни героев.

Две основные сюжетные линии – дворянский род Вольфов и крестьянская семья Бочковых – то идут параллельно, то пересекаются. Их соединяет фигура главной героини – крестьянской девушки Катерины. Она появляется в романе шестнадцатилетней и проживает более тридцати лет, очень трудных, несчастливых. Не только революция и три войны сломали ее жизнь, но и собственный выбор. Хотя другого и быть не могло: строгое воспитание, болезненная совестливость, чувство долга, религиозность и суеверия, предчувствия, вещие сны – все сошлось. Жизнь с Александром Сандаловым начиналась сказкой, а окончилась тяжелым семейным разладом на годы. Любовь Николая Вольфа, бескорыстная и благородная, прошла стороной. Катерина не решилась на нее ответить. К концу романа фигура Катерины вырастает почти до символа русской женщины, способной терпеть лишения, принимать на себя чужие грехи, оставаться со своими детьми, даже если они не оправдали надежд.

Книга Натальи Соловьевой написана с любовью и о любви  к людям, к семье, к тверской земле.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу