Митя Самойлов

Токката и фуга

Роман Богословский
Токката и фуга

Другие книги автора

Роман Богословский "Токката и фуга"

Я читал две повести Богословского “Трубач у врат зари” и “Зачем ты пришла”, а еще статью о нём в Википедии, очевидно бережно редактируемую им самим. Повести были невыносимы — на уровне первых пубертатных экспериментов из десятого класса. Статья в Википедии изобилует упоминаниями того, как именно автора хвалили известные писатели и публицисты. 

Тут нужно вспомнить такое правило — один писатель публично хвалит другого только если не считает его конкурентом. Богословского, судя по количеству похвал, конкурентом не считал никто.

Теперь же, признаю, что за последние годы многое изменилось. “Токката и фуга” повесть вполне приличная и, что немаловажно, увлекательная.

В первой части девушка рассказывает о том, как она долго росла в абьюзивных отношениях, какой ее отец был жестокий и недалекий тиран, как он ненавидел ее за то, что она родилась не мальчиком. Сверстники за то, что девочка не успевала в музыкальной школе, прозвали ее Токкатой.

Довольно убедительно описано состояние бесконечного детского страха, смешанного с полным безразличием. Богословский хорошо передает это детское ощущение — я скажу и сделаю, что угодно, только отстаньте от меня.

Во второй части появляются загадочные персонажи — русский владелец турецкого отеля для миллиардеров, расслабленный в библейском смысле юноша, турчанка с сатанинскими татуировками. Дальше всё крутится в декорациях роскошного курорта с налётом оккультизма, организованной преступности и бесконечного нездорового влечения.

Так одна из центральных сцен — владелец отеля, который, как мы выясняем позже, есть же и отец девочки из первой части, совокупляется в баре с бородатой певицей Кончитой Вурст, а гости в это время обливают своей мочой портрет Алексанра Дугина. Замах понятен, он на рубль, ударом он, конечно, не становится, но это еще не повод его не ценить.

Выясняется, что причина всех трагедий, которые произойдут в повести — перверсивность нынешнего мира. Люди решили, что они могут считать сатанизм свободой, девочек — мальчиками, мужчин — женщинами, злодеев — благодетелями, убийство — избавлением. За то по грехам и гибнут. Еще в повести есть певец Стинг и даже режиссер Тарантино. Это, видимо для эффекта.

И как бы я ни был скептически настроен к Роману Богословскому, я не могу сказать, что мысль в основе этой повести не рабочая, и что повесть получилась плохая. В самом тексте разбросаны наивные неудачи, повторы и неоправданные длинноты, вроде романтической — в стилистическом, а не тематическом смысле — сцены на ночной лесной тропе. Но, повторюсь, книга удалась.

И это хороший пример для всех, кто считает, что невозможно научиться писать.

Роман Богословский был безусловно плохим писателем, а за два года стал условно хорошим. Это очень серьёзное достижение.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу