Татьяна Соловьева

Петля

Роман Сенчин
Петля

Другие книги автора

Роман Сенчин "Петля"

Короткая проза от одного из самых ярких современных писателей: стиль Сенчина безошибочно узнаётся с первых страниц – или по паре любых из середины. Роман Сенчин в своей прозе избегает экстремумов – исключительных событий. Он пишет о нашей окружающей действительности, в фокусе его писательского интереса быт и повседневность. И именно повседневность он и делает экстремумом, доводя читателя до предельных степеней сочувствия и сострадания. «Чувства добрые» он умеет пробуждать как никто, раз за разом низвергая читателя во внутренний Мальстрём. В общем, Сенчин действует строго в русле классической русской литературы, в которой непременно должен страдать либо герой, либо автор, либо читатель. А лучше все вместе.

«Петля» – книга слепков нашей реальности и героев нашего времени. Причём вполне буквально – от Аркадия Бабченко (пусть и под другим литературным именем) до самого Романа Сенчина. Перед нами не цикл, а именно сборник рассказов: в нём нет принципов циклической организации, но есть отдельные сквозные темы, герои, образы.

Писатель прощупывает ту тончайшую грань, за которой жизнь становится литературой: за годы писательской работы он добился её исключительной проницаемости. Почти полное отсутствие дистанции между автором и рассказчиком и временного зазора между реальностью за окном и описываемыми событиями – характерные черты этой книги. Всё происходит на наших глазах, прямо здесь и сейчас, и тут же становится литературой.

Что характерные сенчиновские мрак и безнадёга рассеиваются, отметили, кажется, все – вслед за автором предисловия Валерией Пустовой: «Тот, кто годами ждал просвета в творчестве этого писателя, сможет найти здесь долгожданную альтернативность жизненных сценариев. Теперь его герои получают не только возможность — но и умение выбирать. Даже узнаваемое, фирменное сенчиновское «все мы будто спим» — уже не приговор, а образ такого общения, которому не нужны слова». Анна Матвеева: «Сквозь традиционный для автора мрак и «грустяшки», которых здесь тоже хватает, в книге просматривается нечто вроде осторожного оптимизма, а традиционных брутальных героев Сенчина нередко сменяют вполне себе женственные героини». Василий Авченко: «Той самой фирменной мрачности действительно стало, по-моему, меньше. За тьмой, без которой не обходится человеческое существование, обязательно проглядывает – причём всё более явственно – свет».

Сенчин демонстрирует читателям сеанс магии с последующим саморазоблачением: в одних рассказах он являет нам образцы прекрасной актуальной прозы – прозы о времени и духе времени. В других показывает, какой ценой они даются, открывает перед читателем и писательский быт, и писательскую душу. Источником литературы, импульсом для неё, может стать как первичная реальность (окружающая писателя действительность), так и вторичная (новости, соцсети, Википедия). И природа этой реальности не очень принципиальна: по-настоящему важна только способность писателя преобразовать этот материал, откликнуться на него, подчинить своей авторской задаче, победить неизбежно накатывающую прокрастинацию. Новый день – новый вызов: кто кого – она тебя или ты её? Так типично для представителей творческих профессий, но ведь не только для них…

Сборник «Петля» – книга о времени, о дне сегодняшнем. Книга, которых так не хватало ещё совсем недавно, до того, как «Редакция Елены Шубиной» запустила серию «Актуальный роман». О времени, которое уходит слишком быстро – и так же быстро, хоть порой и незаметно, меняет всех нас. В том числе саморазоблачающегося писателя. Можно попытаться сделать время своим союзником, но этот союзник ненадёжен. Однажды он обязательно обернётся противником. Противником, с которым невозможно договориться, которого невозможно разжалобить или остановить: «Скорость всё увеличивалась, как-то раскручивалась, и, даже сидя часами на стуле, не двигаясь, Сергей ощущал её, эту скорость. Ощущал физически: вот он замер, а на самом деле несётся вперёд». Это традиционный для литературы приём: категории перемещения в пространстве перенесены на временную шкалу – оставаясь внешне статичным, герой неудержимо несётся по шкале времени. Как каждый из нас.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу