Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Алексей Колобродов

Love International

Сергей Солоух
Love International

Другие книги автора

Роман-троллинг: опыт и повод

Сергей Солоух «Love International», рукопись, и, в общем, понятно, для чего такие роман-памфлеты пишутся, и почему для нестоличного писателя (питерские в большинстве в тренд не попали) столь заманчиво соединить дела литературные и нефтяные, тусовочные и корпоративные, фрагменты семейных саг и очерки нравов, подробную московскую топографию, фармазонщину вокруг грантов и фондов, да многое, многое. Прищелкнуть ювеналовым бичом, продемонстрировать красоты и уникальности стиля, ну и какие-то скрытые от читательской общественности счеты свети, как без этого.

Тут видится не столько комплекс провинциала, сколько (надуманная, конечно) проблема отстающего – хочется догнать и перегнать пароход современности (с известными целями), угодить в серию какого-нибудь «актуального романа», координаты которого никем не определены, но тем соблазнительнее.

У Солуха не вышло практически ничего из перечисленного. Памфлет не может быть таким длинным и однообразным, да и сама по себе сатирическая амбиция автора разбивается народным наблюдением «чего над жопой смеяться, она и так смешная». С актуальностью тоже непросто (хронотоп романа – 2012 год); «болотное эхо» давно и непоправимо растворилось в российских атмосферах и перестало даже в оппозиционной тусовке вызывать набор конфузливых рефлексий. Понятно, что Сергей исторический план видел несколько шире – конец жирных нулевых, смерть гламура – ну так и здесь много кто отстрелялся, заход неудивительный, а главное – неубедительный.      

Отдельно о языке и стиле. Текст намерено многословен, избыточен, петлист, кустист, запредельно метафоричен (одесская школа атаковала американскую профессуру; Олеша напоил Набокова, и оба взялись рассказывать скверные анекдоты, сливаясь в какафоническом дуэте). Однако странный эффект – при всей мнящейся автору изысканности слога и реальных его виньетках и завитушках, не оставляет ощущение потного мускульного труда, как будто слова эти обильные вбивали киянкой, а в результате они всё равно оказались не на месте.

Надо сказать, Солуха оправдывает общая ситуация с произведениями данного направления – они практически всегда неудачны. Но исключения, и преимущественно жанровые, бывали. Воспользуюсь случаем и вспомню ушедшего в прошлом году Романа Арбитмана, выдающегося литературного затейника. В серии его книжных детективов (под псевдонимом Лев Гурский) присутствовали и политика с московской географией, и гротеск с сарказмом, постмодернистская угадайка в прототипов/протагонистов – в общем, многие предвосхищения романа-троллинга, но получалось куда симпатичнее, ярче, веселее, а главное – убедительнее.

Сергей Солух, между тем, писатель интересный и профессиональный. Для которого преждевременное номинирование рукописи  «Love International» может стать поводом для дополнительной редактуры.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу