Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Сергей Беляков

Петля

Роман Сенчин
Петля

Другие книги автора

Сенчин уральского периода

В новую книгу Романа Сенчина, талантливого и неутомимого русского писателя-реалиста, вошли 10 рассказов и одна повесть – «Петля», которая и дала название всему сборнику. Объединяет ли что-то эти тексты? Пожалуй, только время создания. Почти все они написаны в новый для Сенчина период жизни, когда он оставил Москву и поселился в Екатеринбурге, на окраине микрорайона Втузгородок.

Отразилась ли эта перемена на творчестве писателя? Критики один за другим говорят о «новом Сенчине» и даже «совсем новом Сенчине» (Татьяна Леонтьева). Валерия Пустовая в предисловии к «Петле» заявляет:  «перед  нами  рывок  писательского таланта к новой зрелости».

На мой взгляд, Сенчин уже давно зрелый мастер, а «новая зрелость» – это слишком туманный термин, не понятно, что означающий. А потому – излишний. Нет, перед нами наш старый знакомый. Меняется разве что время и место действия. В большинстве текстов это конец нулевых – десятые годы XXI века. И уже не только Москва или Сибирь, но все чаще Урал.

На страницах рассказов мелькают названия уральских и западносибирских городов: Ирбит, Туринск, Верхотурье, Новая Ляля, Тобольск и, конечно, «Екат» – Екатеринбург. Уральцы представляются писателю людьми серьезными и невеселыми. Что в маленьком заводском городке, что в Екатеринбурге здания «такие  же,  и  проспекты,  и памятники, и выражение лиц прохожих: какая-то на  них  мрачная  сосредоточенность.  Не  враждебность,  не  злоба,  а  именно  сосредоточенность.  Но  мрачная.  Будто  каждый  точит,  скребёт  слабым  инструментарием  мозга  твёрдую,  как  гранитный  камень, проблему» («Немужик»).

Сенчин не устает рассказывать читателю о жизни современных людей. Писатель внимателен и наблюдателен. Самые обычные, заурядные обыватели никогда не сливаются у него в серую массу. Человек бесконечно разнообразен. Сенчин старается вникнуть в психологию влюбленной женщины («Девушка со струной»), обычного уральского мужика и его необычного брата-гея («Немужик»), учителя-«кочевника», одержимого страстью к перемене мест («Ты меня помнишь?»), медсестры из психбольницы («Функции»), продавщицы из секс-шопа («Полчаса»).

В трогательном, смешном и печальном рассказе «А папа?» Сенчину удается передать мысли и чувства четырехлетнего мальчика Гордея. Ребенка бросил отец, а мама увезла в деревню, к своей тёте. Мальчик спрашивает, кто мой папа? И обозленная мама отвечает: «Козёл!» «Что такое «козёл», Гордею было известно. Такое животное с рогами. Некрасивое и противное. И опасное — бодается». И вот в деревне мальчик встречает настоящего козла. Тот посмотрел на ребёнка «внимательно,  пристально». Сначала мальчик относится к нему недоверчиво: «Я  не  верю,  что  ты  мой  папа». Но вскоре убеждает самого себя, что папу волшебной силой превратили в козла. Начинает заботиться о нем: приносит сочную травку, до которой не мог дотянуться привязанный козёл, угощает печеньем. Даже от других мальчишек защищает: «Он хороший.  И  за  то,  что  бьёшь,  —  в тюрьму. Я по телевизору видел». За этим печальным анекдотом настоящая трагедия современной семьи.

Впрочем, трагична жизнь почти всех героев этой книги. Аркадий живет великолепно: у него собственные дома в Петербурге, Берлине и Бильбао, но для семьи он извращенец, «немужик». Аркадию бы уехать в Европу к своему партнеру, а он отправляется в уральский городок, к матери и брату. Не хочет терять связь с домом.

Сергей из рассказа «Ты меня помнишь?» любит путешествия, смену впечатлений. К друзьям-домоседам относится снисходительно. Но прошли годы. Увидел он только несколько уральских и сибирских городков. Из подающего большие надежды ученого превратился в заурядного школьного учителя, который и судьбой своих классов-то не интересуется (бросает преподавание посреди учебного года). Ни семьи у него, ни денег, ни любимого человека.

Красивая молодая пара заходит в секс-шоп купить презервативы. А через полчаса двадцатилетние юноша и девушка покидают магазинчик, превратившись в немощных, сгорбившихся стариков. Сдали экспресс-тест на ВИЧ, он оказался положительным…

Если в психологической прозе Сенчин интересен, убедителен, талантлив, то проза автобиографическая получается заметно хуже. Будущим биографам Сенчина интересно будет прочитать рассказ «Долг» и «художественно-просветительское повествование» «В залипе». Будущие историки повседневности найдут эти сочинения бесценными. Они узнают, как жил и зарабатывал русский писатель на рубеже десятых и двадцатых годов XXI века. Что ел на завтрак, что искал в интернете, какой вид открывался с лоджии его дома. О содержимом холодильника и обеденном меню тоже узнать интересно. Только вот литература ли это?

Впрочем, иронично-легкомысленный тон этого повествования помогает читателю перевести дух перед основным блюдом – повестью «Петля».

Как правило, Сенчин пишет о людях незнаменитых, заурядных Антон Дяденко из «Петли» исключение. Известный, знаменитый даже журналист, одно время – модный писатель (прототипом стал Аркадий Бабченко). Повесть об искреннем и честном борце за свободу, который шаг за шагом превращается в предателя. Протестовал против полицейского произвола, а сам стал игрушкой в руках спецслужб чужого государства.

Сюжет для Сенчина необычный, но и неслучайный. Писатель рассказывает о жизни наших современников, а среди них есть не только продавцы, менеджеры, учителя, но и политики, журналисты, активисты. Все они часть «человеческой комедии», о которой не устает писать Роман Сенчин.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу