Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2021

s

Максим Мамлыга

Про вчера

Сергей Шойгу
Про вчера

Другие книги автора

Сергей Шойгу "Про вчера"

При первом приближении автобиографический жанр интересен именем автора, которое влечет за собой ряд значений. Имя Сергея Шойгу общеизвестно, и оттого облака над елями и туман над таежным болотцем на обложке почти кокетливы: всем и так ясно, что именно это имя значит последние тридцать лет истории новой России. Видимо, оттого на обложке нет ни нынешней должности, ни прошлой, ни позапрошлой, никакого хвалебного блерба или завлекающего слова издателя. Маркетинг АСТ мог пойти на это в двух случаях. Во-первых, будучи заранее уверенными в продажах книги с такой чистотой обложки (вероятность есть, но она не очень большая), во-вторых, по воле самого автора – и тут хочется верить, что эта скромность в отличие от большинства российских чиновников не ложная и не чрезмерная – ведь даже на мемориальных досках такое позволяли разве что фигурам масштаба Александра Блока (далеко) и Николая Пирогова (ближе).

Но все-таки, для протокола проговорим очевидные вещи: Сергею Кужегетовичу Шойгу за многолетнюю карьеру удалось создать имидж верного солдата империи (которой уже не стало, но бывших преторианцев, очевидно, не бывает), способного совершить невозможное – создать с нуля министерство чрезвычайных ситуаций или поднять из руин министерство обороны. Он любим народом именно как реальный человек – который делает, а не перегоняет из пустого в порожнее, имеет свое мнение, но высказывает его строго по делу, не ввязываясь в политические интриги. Редкий образ, но очень понятный.

В общем, книга «Про вчера» работает именно на этот образ – ничего кардинально не меняя, но уточняя, добавляя деталей к биографии. Мы узнаем про не очень богатое детство, про людей разных поколений, составлявших окружение героя, про связь времен, про разрушенные храмы Тувы, про службу, про громадные всесоюзные стройки, про наставников и ценные советы, про трудности, про мудаков и плохих работников, про политический взлет в перестройку, про Виктора Степановича Черномыдина и далее – тут можно только горизонтально перечислять. По жанру эти истории будто бы стремятся не к рассказу, но к старинной форме «Записки», которые, например, написала любимая автором Екатерина Великая. Сборник поучительных историй, передающий политический и жизненный опыт в непринужденной форме от крупного государственного деятеля. Возможно, это одна из причин высокого стартового тиража: в строгих иерархических структурах начальник – прежде всего образец для подражания, а тут и правда есть чему подражать.

Самым ценным в этой книги для меня являются ее постколониальные страницы. По службе я неделями читал анкеты вынужденных переселенцев – людей, вынужденных бежать из родных мест во время развала Советского Союза, подвергнувшихся преследованиям по этническому, религиозному или языковому признаку, потерявших кров, привычное окружение, все-все. По прибытии в Россию им выдавали анкету, на основании которой присваивался новый юридический статус, благодаря которому можно было в будущем рассчитывать на гражданство и государственную помощь (другое дело, что ждать ее можно было годами и десятилетиями). В этой анкете, кажется, 17 пункт был посвящен обстоятельствам отъезда – и это была практически единственная графа, в которой люди могли не анкетно, но своим языком рассказать о случившемся. И это незабываемое впечатление: ты просто чувствуешь, как эта громада, разваливаясь на куски, уничтожает людей, она сжимается, и это почти физический страх. Шойгу уделил несколько рассказов (записок!) этим процессам со своей стороны, со стороны человека, который пытался хоть как-то помочь – и я ему за это благодарен, так как беды миллионов людей не отрефлексированы еще литературой (могу припомнить буквально пару книг и фильм с актером Машковым).

Есть также очень красивые моменты. Например, в  «Сдаче» на заводе произошел усеченный запуск производства, и весь город припудрило бетоном, и там фантастическое описание, из него можно было бы снять короткометражку или написать не записку, но действительно хороший рассказ.

Но вопросов к книге тоже немало.

Во-первых, хотелось бы узнать именно о процессе ее создания. Особенно в первой половине кажется, будто она то ли неумело отредактирована, то ли переписана из серии интервью, которые Шойгу надиктовывал, а кто-то потом обрабатывал (быть может, за это в начале написана благодарность за помощь в издании?). Это режет глаз, прерывает авторский тон, появляется ощущение продукта, «сделанности» не в самом лучшем смысле слова.

Второй момент. Книга заканчивается на середине девяностых. Про нулевые и десятые, когда Шойгу стал еще более значимой фигурой, ничего нет. В аннотации он говорит: «Будет время – напишу еще…» хотелось бы верить, что это многоточие скрывает собой продолжение «Про сегодня» и «Про завтра» - так, тогда это трилогия снимет вопросы и даст ощущение полноты.

Третий момент. Посмотрите на эту подборку цитат:

«Это даже не крохотный культ личности, а культ пустоты»

(ого!)

 «Этот город заслуживает большего. Эта страна – тоже»

(да!)

«Живем не так, не так свободно как надо, не так едим или не то, не салями и пармезан, не то любим, не то строим. Поем не то. А что надо, нам как-то не показали, не уточнили…»

(это о набросившейся свободе в 90-е)

«Когда грянула перестройка, нам казалось, что вот такие как мы, сейчас изменят страну. Восторг сменился удивлением. А потом наступило разочарование».

(Правда?)

И наконец:

«И вот это безвременье – оно бесконечно. По крайней мере, для отдельно взятого человека. Потому, что человек смертен и не может ждать, пока одна эпоха сменяет другую»

Это же просто АААААААААААААААА. Вы понимаете? ААААААААААААА!!!!

Это совершенно не то, что ожидаешь услышать от министра обороны, маршала России, кавалера орденов. Почему, почему, если этот человек находится ТАМ и кажется, все понимает, ПОЧЕМУ У НАС ВСЕ ТАК СЕЙЧАС? Это эмоциональный, но справедливый вопрос.

Последняя цитата была именно про девяностые годы, но уверен, что под ней были бы готовы подписаться миллионы людей в России – это именно то, что они сейчас чувствуют, именно то, почему выходят на улицы.

И вот ее я бы не постыдился вынести на обложку.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу