Екатерина Агеева

Смерти.net

Татьяна Замировская
Смерти.net

Другие книги автора

Татьяна Замировская "Смерти.net"

К финальным рецензиям на книги из лонг-листа «Нацбеста» начинаешь страдать особой формой апофении – видишь связи между текстами там, где их быть не должно. Тем не менее, для меня стало огромным открытием, как сильно роман «Смерти.net» перекликается с «Историей смерти» Сергея Мохова, при всей их разнице в жанрах и авторских подходах. И вот, что ещё более удивительно: своей историей Татьяна Замировская рассказала о возможностях, проблемах и будущих сценариях цифрового бессмертия больше, чем сухие факты статистики и реальные примеры из антропологической работы.

Книгу «Смерти.net» можно отнести к мягкой фантастике. Разумеется, ряд научных допущений здесь есть, но в центре всё-таки не техническая сторона копирования сознания, а вопросы этики и гуманизма. Татьяне Замировской удается создать мир со своей философией, а главное – психологией. При этом у каждого персонажа романа (а не только у фокального, как часто бывает) есть мотивация и особый путь к переменам. Даже неподготовленному к фантастике читателю текст зайдет легко: терминология вводится постепенно, базовые законы мира мертвых регулярно проговариваются заново.

Пересказывать в подробностях сюжет «Смерти.net» и разбираться, как функционирует фантастическая канва книги, нет особого смысла. Как минимум потому, что это будут лишь мои воспоминания о романе, в лучше случае – копия текста. Так что не стану лишать удовольствия тех, кто ещё не читал. Скажу так: вы начнете знакомство с детективом, но быстро поймете, что преступник не важен и в общем-то очевиден, ибо пространственно-временные скачки – классический ход для фантастического сюжета. Классической можно назвать и мысль о том, что у людей нет никаких доказательств, что они живые и оригинальные, а не скопированные и активизированные уже после смерти в иной реальности. Другими словами, знатокам фантастической литературы история может показаться не новой. Но в романе значима не выдуманная составляющая, а наблюдательная. То, как точно автор подметил современные отношения живых людей с мертвыми и как тонко он вписал эти мысли в созданный с нуля мир. Кстати, наберите в нашем интернете для живых указанный в названии сайт и будете приятно удивлены. Отличный ход.

Да, роман Татьяны Замировской вышел в высшей степени экзистенциальный и терапевтический (это опять к слову о философии и психологии). Книга расскажет обо всём, что тревожит вас в вопросах смерти и «послежизни» себя и близких. Даже больше, она в лоб столкнет вас с танатоническими страхами. Расковыряет рану (апофеническая связь с романом Оксаны Васякиной) там, где её не было. Но если рана уже была, если вы хотя бы раз задумывались об онтологическом вопросе философии, книга, скорее всего, исцелит, нежели взбудоражит. Парадоксально: выдуманный мир, в котором психотерапия запрещена, наносит читателю травму, но помогает её же и проработать.

У американского психотерапевта Ирвина Ялома есть книга «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» (я уже упоминала её в рецензии на Сергея Мохова, простите за повторение). В ней рассматриваются варианты преодоления экзистенциальных переживаний: от смены работы до разрыва любовных отношений. Непоследнее место уделено и так называемому волновому эффекту: жизни нашего опыта и мыслей (после физической кончины) в памяти других людей. Сюжетная линия с воспоминаниями и их силой, на мой взгляд, одна из самых важных в романе «Смерти.net». Нейрозомби не являются по началу главными или хотя бы второстепенными персонажами книги, а в своем мире вообще воспринимаются как маргинальные ничтожества и объективизированные инструменты. Но именно они в конечном итоге становятся движущей силой нового общества уже не мертвых (или НЕ ТОЛЬКО мертвых). И последние станут первыми. В этом сквозит мифологическое знание о том, что исходной точкой для гармонизации становится пустота, созданная хаосом. Процесс космогонии возможен благодаря эсхатологическому беспорядку, и наоборот. Круг замыкается.

Татьяна Замировская пишет в лучших традициях Урсулы Ле Гуин. Внутри фантастической канвы спрятано вдумчивое отношение к разным культурным и социальным вопросам. Здесь и рассуждения о книгах плодовитого писателя П. (прототип очевиден), и отношение к ЛГБТ, и восприятие коллективных смертей в терактах, и даже взаимодействие между братскими народами, их языками и территориями. Не знаю, выходит «Смерти.net» в РЕШ в серии «Актуальный роман» или нет, но это действительно актуальный роман, пусть и не ситуативно актуальный. Китая в нём отсутствует, коронавирус тоже (хотя эпидемии всё-таки есть). Но бывают вещи и поважнее.

Тут стоит поговорить о том, как с обсуждения личностных границ Татьяна Замировская переходит к обсуждению границ межгосударственных. Был ли необходим в сюжете диктатор? Если подумать, на его месте мог бы появиться кто угодно или даже что угодно. От клонированной овечки до маньяка, сидящего с мужем в одной камере. На историю мертвых диктатор в романе никак не влияет. А влияет ли реальный диктатор на историю живых? Диктатор, которого можно заменить табличкой в аэропорту и который скучнее нейробабки, воссозданной памятью животных. Политической сатиры здесь, действительно (как и говорит главная героиня), нет. А вот мягкой политической иронии предостаточно. Исследуя вместе с автором пределы человечности, читатель вдруг обнаруживает, что даже самый ужасный диктатор бывает человечен. Правда, когда уже мертв. В противном же случае целоваться с ним абсурднее, чем коснуться губами холодного лба покойника.

Эпизод с диктатором в книге не центральный и даже не кульминационный. Но его появление – контраст. Максимальный контраст с искренними и трогательными письмами юной девочки, которые своей объективностью существования (хотя на самом деле своей любовью) помогают героине прийти к цели. И если письма в шкатулке – это обращение к тем, кого нет, то появление в книге диктатора, напротив, обращение к тому, кто есть. К тому, кто гладит теплый коровий бок и прикипает к нему сильнее, чем к целому народу. К тому, кто сильно устал и носит терновый венец как символ превращения королевской силы в болезненное унижение. Думаю, вы можете догадаться, о ком идет речь. В наши дни обнаружить диктатора проще, чем найти и опознать объективную вещь в мире мертвых.

Искренне надеюсь, что роман «Смерти.net» Татьяны Замировской в итоге можно будет найти на книжных полках магазинов разных стран. А будет ли он при этом переведен или нет, уже не так важно. Язык смерти и бессмертия везде одинаков, а сам текст – не более, чем портал.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу