Надежда Геласимова

Павел Чжан и прочие речные твари

Вера Богданова
Павел Чжан и прочие речные твари

Другие книги автора

Вера Богданова "Павел Чжан и прочие речные твари"

«Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по течению проплывает труп твоего врага». Выражение, приписываемое то Конфуцию, то Лао-Цзы, то сценаристам фильма «Восходящее солнце» с Шоном Коннери, не говорит о том, что делать, если ты и сам являешься частью этой реки. Точнее, тем, что живет в глубине ее мутных вод.

Шваль – тьма, поселившаяся в Павле Чжане после сексуального насилия, которое он пережил в детском доме, – диктует свои условия. Шваль жаждет мести. Шваль пробудилась и никуда уже не уйдет. «В тот день – день рождения Швали – Павел сидел на перекладинах на школьном дворе и смотрел на проносящиеся мимо облака». То, что произошло с Павлом в детстве, не позволяет ему быть тем, кем в глубине души каждый из нас стремится стать, – человеком. Свет гаснет.

Действие романа происходит в недалеком будущем, полном конспирологических теорий и реальной диктатуры. Постоянные надписи «НЕТ СЛЕЖКЕ» и другие немногочисленные детали намекают на классическое антиутопическое будущее. Ничего откровенно нового для жанра тут нет. Возможно, Богданова так и планировала – сделать типовую вселенную, не акцентируя на этом внимание читателя. Потому что сказать-то она хотела действительно о важном. И доказательства этому приводятся в послесловии. И, кстати, сказала, за что ей отдельное спасибо.

Но когда работаешь вокруг жанра, есть риск в него скатиться. Роман иногда напоминает популярные подростковые антиутопии последних лет («Дивергент», «Голодные игры» и так далее). Особенно это касается Сони, главного женского персонажа, девушки Павла. Ее борьба против чипизации выглядит по-детски наивной. Возможно, она и должна была быть такой по замыслу автора, потому что в тексте присутствует насмешка над теми, кто серьезно относится ко всяким теориям заговора, но тогда остается непонятным, почему этой фантастике уделено так много времени.

Соню, как и еще одного главного героя – Игоря, который работает с Павлом в одной китайской корпорации (буквально – в аду) над созданием того самого чипа для глобальной слежки за населением, с Чжаном объединяют различные детские травмы. У Игоря во взрослой жизни тоже есть свои проблемы – кто-то хочет отжать его кафе-читальню. Происходит все это довольно карикатурно: появляются братки, бьют стекла, бьют Игоря, ну, и так далее.

Вообще, Игорь и Соня как будто проникли в роман из других произведений, и хоть механически они связаны с Павлом, в реальности возникает ощущение диссонанса. Их истории кажутся киношными, не пережитыми, состоящими из штампов. Возможно, Богданова таким образом хотела сосредоточить внимание читателя только на Павле. Отделить его от остальных героев. Все-таки китайская мифология, на которой базируется основа романа, связана именно с ним.

Использование образов реки, построенная на этом метафорика – это большая удача автора. Это именно то, что делает роман уникальным. «Но голова все равно была тяжелой, словно наполненной водой, и в ней неповоротливыми рыбами толкались мысли о прошлом, о вчерашней встрече». Постоянное присутствие незримой тьмы, живущей в Павле, действительно пугает. «Капли из лейки душа стали холоднее, и Павел обернулся, отдернул шторку, набрызгав на пол. Но в ванной комнате он был один». А глубина самого Павла Чжана с лихвой окупает некоторую серость двух других центральных персонажей. Чжан получился объемным, настоящим. И не только потому, что в нем, как и в Декстере Моргане, поселился «темный попутчик».

Книга вышла хорошей, а кажущийся лишним фантастический сеттинг (это не касается китайской мифологии, она к месту), возможно, сработает на руку и привлечет не подготовленного к серьезной драме читателя, который потом уже не сможет оторваться. И обязательно считает важное авторское послание.

Это история о жертве насилия и последующих за этим перманентных изменениях. История о том, что уже никогда не пройдет. Не заживет. И именно поэтому мы должны быть максимально внимательны к тому, что происходит вокруг. Особенно, когда это касается детей.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу