Марина Кронидова

Ловля молний на живца

Татьяна Млынчик
Ловля молний на живца

Другие книги автора

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАША

Признаюсь, открываю книги миллениалов с некоторым трепетом ожидания чуда новизны и страхом - не понять их мироощущения, не узнать свою эпоху, увиденную людьми, родившимися уже в другой стране. Не понять их сленга, юмора, привычек.

Книжка Татьяны Млынчик о питерских подростках начала нулевых с первой главы шибает током узнавания детства, нет, не ностальгией по нему, а именно, радостного узнавания, даже физического ощущения первых, теперь столь далеких,  опытов взрослой жизни.

Прекрасных,  бессмысленных метаний по городу в поисках себя, и того кто тебя поймет, и сомнительных удовольствий, типа первого бодуна, когда спросонья обнаруживаешь себя голышом в постели лучшего друга. Похмелья, с кислым привкусом разочарования во рту (мы опохмелялись школьным молоком с витамином С, они - компотиком из столовки). Гудящего клубного драйва, где, и вправду, могло звездануть током - от восторга и угара наэлектризованной толпы. 

Ну да, топонимика Ленинграда-Питера не столь уж изменилась. Кстати, здесь тины запросто Большую Конюшенную кличут улицей Желябова. Невский никто Бродвеем не называет, так и мы не называли, это из лексикона старших товарищей.

Сосново, милое моему сердцу, где, на старой даче, героиня Маша получает первый разряд в 220 V, а с ним экстраспособности, чуть не губящие ее саму.

О да, клуб «Молоко»! Знавали и в лучшие времена, и позднее, помню, как гости на респектабельной вечеринке едва не попадали с сердечным приступом от вдруг вырвавшегося из не работавшего вроде музавтомата вопля Шнура «х**мба». Магия места.

Впрочем, клубов в наши времена было по пальцам пересчитать, зато один на всю страну Рок-клуб чего стоил.

А вот герой мечты нашей Маши - Шалтай (бармен, мусорщик, рок - или что там - ню-металл-музыкант, короче, городской романтик-маргинал) строит гитару на «репе» в студии Леннаучфильма, на  старом заводе на Обводном.

Десятки, рассыпанных бисером, знаковых деталей, по которым узнаешь «своих», свое пространство, почти на сорок   лет постаревшие, но родные места. Искать отличия не будем, хотя крэк точно не курили, не было.

Дьявол, конечно, кроется, в мелочах, вызывающих  нежное умиление душевным родством с автором. Но важнее, как это рассказано, а это подано мастерски - простым,  но «свойским», языком. Типа, хоть и пропасть лет между героями романа и читателем, а ты в теме, все сечешь.

Сюжет, интрига, игра с жанрами даются Млынчек легко. Персонажи четкие, здесь друг друга опознают по кедам, а уж потом по цвету волос, пол, к слову, тоже имеет  значение. «По кедам можно легко понять, что перед тобой за тип. Скейтовый “Электрик” - как раз для Маши» Все пьют, курят, слушают музыку, в общем, дети как дети.

Главы озаглавлены как учебные задания, типа «Задача 3. Полезай в мусорный грузовик». Подтекст этих заданий непрост: почуять любовь, бороться за нее, страдать, разочаровываться, выживать и изживать эту любовь, а тут еще сплошные экзамены, Маша же поступает в Политех, по стопам родителей. Да и суперспособности, так некстати проявляющиеся, только проблем добавляют.

О чем роман, да о любви, конечно же, о чудесах и тяготах взросления. Велико искушение провести параллель между названиями «Ловля молний на живца» и Сэлинджеровским «Ловцом во ржи», и там о том же - об одиночестве подростка - впервые один на один с жизнью - но ловцы уж очень разные.

Потенциал у Татьяны Млынчик есть, и высокий, и тем обиднее, что мощный заряд энергии текста начисто исчезает в конце. Ощущение, что автору просто надоело вот это вот все: история, все более уходящая от живой и хорошо рассказанной реальности к комиксовому фэнтези, вдруг схлопывается в третьесортный детектив. А дальше - обрыв сети, как будто кончилось электричество.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу