Аглая Топорова

Плохая жена хорошего мужа

Александр Снегирев
Плохая жена хорошего мужа

Другие книги автора

Александр Снегирев «Плохая жена хорошего мужа»

Русской литературе не хватает современных героев. Обозначения мест, времени и возраста ничего не меняют: персонажи большей части текстов – как оказавшихся в лонг-листе Нацбеста, так нынешней русской литературы в целом – не имеют ни малейшего отношения ни к эмоциональному, ни к интеллектуальному, ни к предметному миру сегодняшнего человека. Авторы поумнее отправляют своих героев в прошлое или в будущее. Остальные словно вытаскивают с пыльных книжных полок замшелых персонажей совсем других времен, не особо интересных даже тогда, когда, казалось бы, были в тренде. Многократно переписанные и передуманные сюжеты и размышления, растиражированные уже в который раз, и каждый раз с желанием удивить читателя новизной, наоборот, погружают его в глубокую скуку от вторичности и фальши переживаний авторов и их персонажей, отправляют в какой-то ретрозаповедник, обитатели которого застряли, выпусти их наружу, вообще не поймут, где они находятся и как тут можно попросить воды и хлеба.

Рассказы Александра Снегирева, наоборот, невероятно современны. Его герои думают, действуют, страдают и радуются, используя все актуальные достижения цивилизации. В их внутреннем мире личное сплетается с новостями, сознание заполнено самым разным мусором, в котором они мучительно пытаются найти собственные мысли и самих себя. Получается у них плохо: неслучайно самыми цельными и последовательными оказываются самые маргинальные герои сборника – наркоман из «Тонкой тени над верхней губой» и обедневшая девушка из «Он воспримет нормально». А простой и логичной история выходит только в том случае, если герой выдумал ее от начала до конца и втюхал наивному автору («Фото в черном бушлате»). Вообще, чем больше у персонажей Снегирёва возможностей, тем больше у них проблем («Все ее поставщики», «Смерти нет», «Лес за решеткой», «Отнесу тебя подальше») – слишком многим одновременно нужно распорядиться и слишком многие зависят от них. А у каждого из этих зависимых в голове свои мыши и тараканы, с которыми тоже как-то нужно считаться («Она сделала это сама») – и не знаешь, где, в чем и зачем тебя обманут.

Красивый налаженный быт, с одной стороны, дается ценой невероятных усилий, с другой – оказывается смешным и нелепым на посторонний взгляд («Лес за решеткой», «Нас ждет маковый рулет»).

Отношения между людьми не перестают удивлять и автора, и его персонажей: они как бы есть, а как бы их нет, по крайней мере, это не те отношения, которых герои ждут друг от друга. Герои страстно мечтают о любви, но добившись ее, оказываются еще в большей эмоциональной яме, чем на этапе несчастливой влюбленности («Смерти нет», «Отчетливое желание»).

По мнению некоторых критиков, герои Снегирёва маются от пустоты собственной жизни: вроде все у них есть, но им не хватает чего-то главного, какого-то смысла жизни, наполненности бытия. Вот тут я повторю вслед за охранником со стоянки из рассказа «Смерти нет»: «Не надо бояться пустоты», а от себя добавлю, что весь этот информационный и эмоциональный мусор вовсе не пустота, а новая начинка жизни. И нужно просто это признать и полюбить.

Рассказы Снегирёва трудно, да и не нужно пересказывать, поскольку их сюжетное, эмоциональное и стилистическое измерения находятся в столь жестком единстве, что в пересказе что-то будет упущено и красивая функциональная конструкция будет разрушена. Их нужно читать.

 

 

 

 

«По-моему он тебя просто жалеет, - подытожила Ки.

- В смысле?

- Он знает, что у тебя нет детей, плохо с деньгами, да еще и собака погибла. Хочет тебя поддержать, не хочет ранить вот и придумал все это.

- Как придумал?

- Ну, может, не все придумал, но подал в определенном ракурсе, чтобы ты не грустил, чтобы не чувствовал себя одиноким». («Смерти нет»).

По этому принципу устроен и сборник «Плохая жена хорошего жена хорошего мужа», ведь главная задача русской литературы не только развлекать, но и утешать.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу