Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2022

s

Ольга Погодина-Кузмина

Плохая жена хорошего мужа

Александр Снегирев
Плохая жена хорошего мужа

Другие книги автора

ДАНЬ ПРИРОДНЫМ ЦИКЛАМ

Сборник рассказов Александра Снегирева - еще один шаг к состоянию писательской зрелости, обозначению важных тем и больных вопросов.

Что болит у Снегирева? Личные отношения. Встречи, измены, расставания. Творческие амбиции, приправленные фирменной самоиронией. Так, писатель, на встречу с которым в книжном магазине никто не пришел (каждому из нас близкая история из рассказа «Где не достанет рука»), сохраняет присутствие духа перед камерой.

«— Мои читатели — простые люди, — повторяю я, поднеся микрофон ко рту. — Их не всегда заметишь, они не бросаются в глаза».

Обычно на личных отношениях сосредоточены женщины, и есть некоторая парадоскальность в том, что вполне себе мужественный сорокалетний автор так подробно и точно описывает глубину обид, взаимных претензий,  непонимания, мстительных чувств. Впрочем, это мелкотемье (вспомним Чехова) позволяет Снегиреву строить вокруг банальных сюжетов вполне убедительный современный социум.

Так, в рассказе «Тонкая тень над верхней губой» отношения разрушают жизнь героя, которого снимает (в смысле фотографирует) его подруга, то ли режиссер, то ли оператор. Он употребляет наркотики, она делает эффектные снимки его, похожего на Кобейна-Христа, а потом меняет на более свежую модель — актуального художника. А жизнь течет, обнимая мир своим потоком.

«Младший вернулся с зоны, поумнел, бросил дурь, пьёт натощак святую воду, устроился на работу, купил автомобиль».

В рассказе «Нас ждёт маковый рулет» обсуждается случай из криминальной хроники — женщина, которая себя сожгла. Эта тема неуместно возникает за столом современных буржуа, перенявших европейскую кулинарную блажь.

«Служанка принесла заливное с лисичками. Хозяйка сказала, что это сезонное блюдо, их дань русским природным циклам, а хозяин добавил, что раньше  они часто собирали грибы».

В рассказе «Отнесу тебя подальше» в судьбе успешной женщины — дом, ребенок, муж-чиновник, отец-чиновник-с-мигалкой — назревает глубинная драма. В клейкую ловушку попалась мышь, женщина хочет отнести ее подальше от дома и выпустить, но ловушка держит крепко — как и саму женщину. Здесь уже слышатся отзвуки критического реализма.

«Отец снимает пиджак со спинки стула, надевает, проходит в санузел, дверь оставляет открытой, пускает шумную струю, продолжает разговор, говорит о стране, которая куда-то катится, такое происходит, зарвались совсем, у ментов, у фейсеров ни чести, ни

совести, ценники конские, на смену старикам с понятиями приходят сопляки, у которых только бабки на уме, ни один вопрос решить невозможно, ну какие тут реформы?».

Александр Снегирев немного подстраховался, перечислив в первом рассказе все претензии критиков и читателей к его собственной прозе, и припечатав как бы авторского персонажа словами обиженной любовницы:

«Твоя проза похожа на тебя самого: груба и эгоистична! У тебя нет собственных переживаний и чувств, нет собственного опыта жертвы, нет собственных идей, ничего своего нет, но ты хочешь быть в центре внимания, хочешь раздавать автографы и соблазнять женщин! И вот что я тебе скажу: не смей трахать мою жизнь!». 

Но это, конечно, преувеличение. Есть у Александра и сложный жизненный опыт, и наблюдательность, и глубина. И дань природным циклам.

Чего не хватает? Может быть, чеховской любви. К этому миру, к этим маленьким людям, к несовершенной человеческой природе, в которой все же нет-нет, да осветится божественный образ.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу