Аглая Топорова

Саша, привет!

Дмитрий Данилов
Саша, привет!

Другие книги автора

Дмитрий Данилов «Саша, привет!»

Особенностью этого сезона является просто невероятное количество поэзии, причем как в виде частей сборников (Евгения Некрасова, Алина Витухновская), так и появление поэм, притворяющихся романом. (Про «Девочек…» Дарьи Серенко я уже писала, и это был эксперимент интересный, но не сказать, что лично меня восхитивший).

«Саша, привет!», конечно же, тоже является поэмой. Отличной поэмой, только замаскировавшейся совсем уж хитро: в роман, прикинувшийся киносценарием, или сценарий, прикинувшийся романом - дело вкуса: можно запутаться не хуже, чем в сетевых и телерепортажах новейшего времени. И это модное качество, написанного год назад текста, говорит о его принадлежности к поэзии, куда больше других жанровых определений. Поскольку поэту свойственно предвидеть будущее, что выдающийся поэт Дмитрий Данилов и демонстрирует нам в «Саше…».

И дело тут не в абсурде, отсылах к Кафке (этим не занимается сейчас только ленивый, и почти всегда с удручающим результатом), пьесам самого Данилова, а именно в предвидении той отмены прежней жизни, в которой мы оказались сегодня, и не важно, куда мы позвоним или напишем, но говорить с нами будут «как с пятном» («Я пытаюсь думать о тебе, позвонить тебе – и не получается. Думаешь и пытаешься позвонить какому-то пятну. -  Пятну? Офигеть. Пятну. Ну мы вообще-то прожили с тобой…»).

Впрочем, дело тут не только в удивительной во всех смыслах актуальности «Саши…». Трагедия жизни, по Данилову, состоит в том, что зачастую не совершив в общем-то ничего ужасного, хотя содеянное и не всегда можно назвать хорошим, человек заходит за установленную кем-то посторонним абсурдную, но тоже имеющую право на существование границу дозволенного, и это меняет его отношения с тем, что ему близко и дорого, до степени приговора к расстрелу. А когда именно поганый Саша выстрелит, знать не дано никому. Да непонятно, кто должен устанавливать эту неведомую границу – посторонний или все-таки потусторонний.

P.S.   Отдельно хочется поблагодарить всех писавших про «Сашу» за просто нечеловеческое количество спойлеров. Как-то даже неприлично лишать читателя удовольствия самому узнать, кто такой Саша, возникающий только на 84-й странице. Да и остальные, так сказать, подробности функционирования Комбината. Впрочем, все знают сюжет «Евгения Онегина» или, скажем, «Баллады Рэдингской тюрьмы», но читают их совсем не за это. Так что - см. выше.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу