Ольга Погодина-Кузмина

Кремулятор

Саша Филипенко
Кремулятор

Другие книги автора

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ФРОНТ

Сразу оговорюсь, перед нами не роман, а политическая агитка. Пример абсолютно беззастенчивой, прямо геббельсовской пропагандистской спекуляции на теме сталинских репрессий.

Написано бодро, стилистически изобретательно, с огоньком. Но как всегда бывает в сугубо пропагандистских книгах, действие двигают не характеры и отношения, а грубо декларированные идеи. Идеи таковы: СССР — тотальная тюрьма и крематорий, жизнь в этой стране подчинена банальной цели истребления всех лучших людей, народонаселение делится на чекистов и заключенных, все диалоги ведутся в форме допроса, тема осмысления — 1937 год, шпионы, троцкисты и прочая кафкианская жуть. Вернее, никакого осмысления не предполагается — текст представляет собой прямую трансляцию агитационных материалов с целью вызвать ужас, возмущение, чувство горечи и стыда за то, что такая социальная общность как советский народ вообще существовала в мировой истории.

Автор, родом из Белоруссии, номинант и лауреат различных премий (где награждают именно за такого пошиба пропаганду), родился в 1984 году, и представление о сталинской эпохе почерпнул из книг, воспоминаний, архивных материалов. Наверное, не следует его за это винить, перед нами так называемый «честный фашист», который убежден, что советская жизнь целиком состояла из арестов и допросов. Повод поделиться этим знанием с читателями — причудливая судьба одного могильщика. Как пишет сам автор в предисловии: «В основе романа — материалы следственного дела Петра Ильича Нестеренко — первого директора Московского крематория. В ходе работы над этим текстом, я повторил путь главного героя, вслед за ним побывав в Саратове и в Париже, в Варшаве и в Стамбуле. «Кремулятор» — художественная реконструкция одной, как мне кажется, совершенно удивительной судьбы».

Позволю не согласиться с термином «художественная», так как подлинное осмысление писателем мира предполагает понимание противоречий и парадоксов картины бытия, истоков и причин тех или иных событий. У Саши Филлипенко же получился прямолинейный антисоветский памфлет, где взаимодействуют не живые люди, а функции, исполняющие четкую идеологическую задачу. Идеи напирают на читателя танковым строем, подавляя всякую попытку ментального сопротивления; механистичность стиля и сам образ главного героя, который скорее похож на автомат для выдачи правильных ответов, пугающе напористы.

Вот лишь несколько цитат:

«Я твердо убежден, что люди предназначены для разных целей — одни рождены быть расстрелянными, другие рождены убивать».

«Про трупы, которые не доезжают до ям и рвов, следователь, конечно, знает, однако образ честного советского человека обязывает его строить из себя дурачка».

«— Всякий диктаторский режим, гражданин начальник, непременно держится на коррупции — с улыбкой, после некоторой паузы, продолжаю я.

— Про диктаторские режимы — это твое мнение?

— Это цитата.

— Чья?

  • А я уж и не вспомню»

«— Это такой прекрасный наш философ, правда, уже лет семь как арестован...

— Если арестован — значит, он враг народа, а не прекрасный философ!

— Враг народа тоже может быть прекрасным философом, гражданин начальник».

В финале книги герой, разумеется, становится очередной жертвой тоталитарной машины уничтожения, частью которой он является и сам:

«Пистолет прижимается к затылку всего несколько секунд. Дуло не холодное и не ледяное. Напротив, как я и предполагал, я успеваю почувствовать лишь, что ствол перегрет от предыдущих расстрелов. Механизм отлажен, а потому особенно долго фокусироваться на данном обстоятельстве мне не приходится».

Уже дописав эту статью, заглянула в Википедию и выяснила, что Саша Филлипенко «с 2009 по 2011 год работал на «Первом канале», где писал сценарии к программам «Прожекторпэрисхилтон», «Мульт личности» и «Yesterday Live». Затем ушёл на телеканал «Дождь». А «после протестов, последовавших за президентскими выборами 2020 года, Филипенко стал одним из голосов белорусского протестного движения в Европе, поддерживая Марию Колесникову».

То есть пропагандистские навыки автор накачивает уже достаточно долгое время и, как видим, в совершенно разных сферах идеологического противостояния.

Вот знаете, Саши, почему вы в конце концов проиграете? Потому что технологии — это не все. Да, знаю, ваши говорящие головы с органчиком внутри свели с ума миллионы людей. Но свести с ума — не великая заслуга. Обмануть, заморочить, унизить, обобрать — это не великая доблесть. Вы просто сборище модно одетых наперсточников, которых поставили у ворот рынка паханы, научив нехитрым приемчикам. Но в какой-то момент людям надоедает терпеть обман. Люди встают и гонят наперсточников мокрыми тряпками. А пахан получает по зубам.

Врочем, вы-то не останетесь без работы. Вернетесь на Первый канал — правда, Саша? Ну, я так и думала.  

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу