Матвей Раздельный

Легкий способ завязать с сатанизмом

Анна Чухлебова
Легкий способ завязать с сатанизмом

Другие книги автора

Сатаны просто нет

О книге Анны Чухлебовой «Лёгкий способ завязать с сатанизмом и больше никогда никого не любить»

 

Однажды заехав в гости на полтора дня в кое-какую литературную мастерскую, я оказался за одним столом (она сидела напротив) с эффектной (с различением оттенков тёмного у меня, впрочем, могут наблюдаться проблемы) брюнеткой, которая, как и я, всё больше молчала, однако взгляд её, чуть снисходительный и спокойно оценивающий обстановку, говорил о том, что она, во-первых, помимо того, что красива, ещё и, очевидно, умна, а во-вторых, содержит в себе некую тайну.

Я не знал, как её зовут, и не имел представления о том, в качестве кого она присутствует в мастерской: поэта, прозаика или публициста.

Много позже мне станет известно, что это была Анна Чухлебова, а тайн (причём, я полагаю, малой их части) у неё наберётся на целый сборник рассказов.

К слову, когда я намереваюсь хвалить даже кулуарно, а уж тем более публично произведение (будь то стихотворение, повесть или статья), сочинённое крайне привлекательной представительницей противоположного пола, я всегда сперва с пристрастием допрашиваю себя на предмет того, повлияла ли на мою оценку внешность его создательницы, или же нет, и, только получив однозначно отрицательный ответ, приступаю к делу (так было, соберём комбо по цвету волос, и с книгой «Муха имени Штиглица» огненной Арины Обух, и, например, с удивительными стихами белокурой Светланы Чмыхало).

«Лёгкий способ завязать с сатанизмом и больше никогда никого не любить» – сборник, первый рассказ «Сатанизм» коего начинается с упоминания имени, собственно, идеолога сатанизма Алистера Кроули, сразу настраивающий читателя на, прости господи (а вспомнить Всевышнего здесь хочется уже хотя бы как оберег), «панк-замогильный» лад: кладбищенских так или иначе историй, сдобренных любовью и (не всегда традиционным) сексом (а любовь и секс, разумеется, не одно и то же) тут масса.

При этом я (не фанат, прямо скажем, обсценной лексики и такой, знаете ли, цинично-натуралистичной манеры письма) не мог не восхититься вот чем: Анна Чухлебова пишет ровно то и так, что и как никто, кроме неё, сочинить не может, хотя примеров хлёстких, сумеречных и, что ли, пограничных текстов мы знаем немало даже среди относительно новой и новейшей классики (взять тех же «Шатунов» Юрия Мамлеева или «Землю» Михаила Елизарова – автора, между прочим, песни «Сатанинская»).

Чухлебова работает отчасти в их эстетике, отчасти в духе действа, устроенного в 1995 году Курёхиным, Дугиным и Лимоновым (вечер памяти Кроули), но является при этом самостоятельной творческой единицей (интересно, что практически со всеми перечисленными персонами меня что-либо связывает: Дугину и Лимонову я жал руки, Елизарову жал руку и был на его концерте, Мамлееву жал руку мой отец, строивший ему дом).

Рассказы в «Лёгком способе завязать с сатанизмом…» хороши не в равной степени, но откровенно слабые здесь отсутствуют, а сильных и, пожалуй, почти совершенных имеется сразу несколько: это, во-первых, «Кровообращение», где романтическая линия сопряжена с лучшим изводом отечественного хоррора (не сюжетом, но настроением напомнившее мне отчего-то фильм «Змеиный источник»), а чёрная курица (чёрный петушок) как символ обыгрывается не хуже, чем в статье всё того же Елизарова о знаменитой сказке Антония Погорельского, во-вторых, «Вершины», где с какой-то владимир-сорокинской извращённой нежностью поведана история любви мужчины к нестандартных габаритов женщине (а-ля мельник и мельничиха из «Метели»), и в-третьих, «Копия» – исповедь гадкого человека, который не может простить хорошего к себе отношения.

Другие рассказы, как, например, указанный выше «Сатанизм» с любопытными умозаключениями вроде «после тридцати сатанисты принимают христианство, но не православие, а католицизм или какие-то непонятные конфессии» с дополнением о том, что «лично я после тридцати принимаю решение развестись», или условная трэш-гомо-лесбийская трилогия «Невеста» – «Собака» – «Фея», или маленький арт-детектив с сентиментальной начинкой «Музы Катрины», или финальное «С возвращением», от коего слёзы (возможно, затронул что-то личное) наворачиваются на глаза, да все остальные рассказы – удачное обрамление трёх ключевых, на мой взгляд, новелл, позволяющих увидеть стилистические и какие угодно ещё возможности (кстати, и зарисовка «Возможности» – недурна) начинающей писательницы.

A propos: значительная часть текстов Анны Чухлебовой написана от лица мужчины, но я ни разу не зацепился за что-нибудь, что выдало бы в авторе девушку (обычно в подобных ситуациях глаз моментально выхватывает проколы).

Post scriptum: пусть вас не пугает слово «сатанизм» в заглавии книжки и наличие под её обложкой провокационных тем: раскрывая их, Анна Чухлебова умудрилась каким-то образом не запачкаться сама и не запачкать читателя, а кроме того, как поётся в песне Елизарова: «сатаны просто нет», «его выдумал Бог / тот, который сидит в водоёме».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу