Ольга Чумичева

Ловля молний на живца

Татьяна Млынчик
Ловля молний на живца

Другие книги автора

Татьяна Млынчик «Ловля молний на живца»

«Электромагнитное поле земли существует!» - почему-то эта школьная банальность выступает в повести едва ли не как новый гиперболоид инженера Депре, а заодно и «научное объяснение» того, почему главная героиня повести, очаровательная и обаятельная Мария Депре, дочь того самого изобретателя стала живцом, способным ловить молнии и поражать приборы и людей потоками электроэнергии. Вообще, научная часть повести ужасно смешная – нас уверяют, что речь идет о секретных серьезных экспериментах, густо замешанных на блеске и нищете 1990х, но именно тут остро ощущается юность и прелесть автора, которая ни про 1990е, ни про физику особо не знает. Но почему-то это совсем не раздражает. Скорее, воспринимается как некая сказка – технические сказки были в моде и в 1920е, почему бы им не быть в 2022. Ведь совсем не в этом дело! Девушка, заряженная электроэнергией пуще всякой меры, способная ненароком свалить с ног соперницу или создавать вокруг себя целые вихри, это больше похоже на метафору юности, веры в невероятное счастье и невероятные страдания, в пучины богемного безумия (описанного с немалой долей юмора и скепсиса, за что отдельное спасибо автору), в светлые перспективы…

Вообще, это не просто дебютная книга, а очень чистая, светлая, энергетическая и симпатичная книга. И человека другого поколения она захватывает – и описанием деталей жизни другой юности, и узнаваемой бесшабашностью, которая была в расцвете и во времена, когда автор повести, Татьяна Млынчик, еще лежала в пеленках и делала первые шаги не в литературе. Что-то есть в этой истории милое и почти ностальгическое при свежести и современности.

История любви «барышни» и «хулигана», мягко говоря, не нова, но относится к числу вечных сюжетов, в которых важнее нюансы и акценты, а не сама коллизия. И по большей части про Машу Депре и сомнительного Шалтая читать интересно. Немного слишком young adult, но почему бы и нет? «С блеском на губах и в чрезвычайном волнении». Такие фразы то кажутся авторским и редакторским упущением, то удачной стилистической находкой. Язык повествования забавный – легкий, разговорный, немного кривоватый грамматически, но в этом есть атмосфера и энергия – в конце концов, история рассказана с одной точки зрения, и Маша вполне может именно так строить речь. Не исключено, что, «вычистив» текст, можно было его высушить и даже немного придушить. Пожалуй, в этой нарочитой небрежности, как и в наивной «физике», есть свой секрет.

В чем проблема? По сути, это не одна повесть, а две – про историю Маши и Шалтая и про историю электрической Маши, ее папы-изобретателя и интриг-злодейств-тайн вокруг. Примерно до середины книги автор удачно переплетала эти истории, а потом они стали расходиться, и в итоге обе остались несколько подвисшими, словно тугая веревка расплелась, концы размахрились и завяли. История с Шалтаем ушла в никуда, история с интригами тоже. И финала как такого нет.

Повесть мила избыточностью и живостью, но эту избыточность не вполне удалось использовать – и к концу энергия рассеялась в воздухе. Но приятный аромат озона остался.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу