Кира Грозная

Ловля молний на живца

Татьяна Млынчик
Ловля молний на живца

Другие книги автора

Татьяна Млынчик «Ловля молний на живца»

Роман Татьяны Млынчик «Ловля молний на живца» прочитала с интересом. Однако после прочтения остались двойственные чувства и стойкий осадок. Неужели они действительно были такие – школьники нулевых? Так тусовались, выпивали, общались друг с другом? Такие были у них ценности, привычки, времяпровождение? И именно так (а иначе говоря – никак) реагировали на это все их родители – вполне нормальные люди (не алкаши, не наркоманы)?

Вот главная героиня, старшеклассница Маша (которая в детстве страдала заиканием и до сих пор заикается после нервных потрясений, обладает удивительным умением генерировать электрическую энергию и собирается поступать в Политех), вспоминает типовую разгульную «вписку» в чужой квартире и размышляет:

«Зачем выбрасывать из окна диван или ломать трубой от пылесоса старинную этажерку под визгливый хохот, пихать кому-то уснувшему статуэтку Дзержинского в рот. Или пойти на улицу, найти там какого-то бродягу и отдубасить подошвами своих кед, рыча, как стая койотов. Но сидеть за столом и чинно столоваться будет значить уподобиться взрослым. Спецфакам, погрязшим в быту. А разве мы намерены стать нормальными взрослыми людьми? Разве этого мы хотим?»

Разгром в квартире, куда сын или дочь вполне «нормальных людей» притаскивает ораву школьников, пьянка, кайф, подростковый секс…

Так, дайте сосредоточиться. Я окончила школу в 1992 году. Школьницей не пила и не курила, от двусмысленных шуток юношей краснела, готовилась к поступлению в вуз и в метро читала «Умберто Эко». Мой старший сын доучивался в средней школе уже в 2016-2017 гг. К нам домой приходили его друзья – обыкновенные мальчики и девочки, не «кенты» и не «шмары». Никто из них не пил. Сын запойно читал книги, занимался в кружке астрофизики, играл на электрогитаре (сам выучился), завел друга-немца и с его помощью изучал немецкий…

При всем при том – мы в своих кругах были ребятами обычными, нас окружали такие же нормальные, ничем не выделяющиеся друзья… Неужели затесавшееся между мною и моим сыном – даже не поколение (поскольку я представитель «Поколения Икс», а он – «Игрек», то есть следующего), а полпоколения – выпало из эпохи, провалилось в тартарары? И вот об этом – книга Татьяны Млынчик?

Ну, если бы еще студенты или обучающиеся профтехучилищ (в романе, правда, и такие есть) – куда ни шло. Но мне было страшно читать про то, как дети бухают, занимаются сексом и напрямую рискуют жизнью, нарываясь на бандитов в пригороде.

Вот герои обсуждают тусовку, с которой Маша ушла:

 

— Ну что там?

— Дурка. — Юля выглядела трезвой и замерзшей. — По квартире бегает голая девка и по очереди со всеми трахается.

— А мне какой-то хрен предлагал гЕрой поставиться…                          

 

В процессе чтения вспомнился фильм Ларри Кларка «Детки». Только там действие происходит в девяностые, и не в Петербурге, а в Нью-Йорке, и юные герои в итоге подхватывают ВИЧ… Печально и жутко, но вполне ожидаемо.  

Герои Татьяны Млынчик – «детки» абсолютно бесстрашные, лишенные комплексов или каких-то барьеров. Даже у главной героини Маши, остаточное заикание которой выдает тонкую душевную организацию, нет ни комплексов, ни тормозов.

Культурно-образовательный уровень питерских «деток» нулевых плачевно низок:

 

— (…) А вечером спектакль Овод. Знаешь такой?

Маша мотнула головой.

— О революционерах. По сюжету, бунтаря Овода расстреливают…

 

Финиш: старшеклассники не знают, кто такой «Овод»…  

Да, читала с интересом. Хотелось выяснить, как сложится у Маши с простоватым, но магнетичным, разносторонне познавшим жизнь Шалтаем (он же Вова). Однако и тут на первый план выходит фантастическая особенность героини – возможность генерировать электрическую энергию.

Машу бьет током, когда она лезет в щиток, потом почти смертельный удар током получает ее подруга-соперница, наконец, Маша с нечеловеческой силой отбрасывает от себя Шалтая, испуганная решительным натиском парня на свидании. Да и мама, не отпускавшая дочку с ночевкой, тоже как-то странно травмирует ногу, упав с лестницы. 

Маша может усилием неконтролируемой воли совершать и неплохие вещи: подзаряжает полностью разряженный мобильный телефон в минуту смертельной опасности, приводит в действие выключенный из сети комбик приятеля, играющего на электрогитаре. В основном же ее особенность направлена на самосохранение, самозащиту, преследование собственных целей. Впрочем, этой энергией можно и управлять: под руководством поверившего в ее дар Шалтая Маша голыми руками расплавляет нерабочий смартфон…      

Татьяна Млынчик пишет занимательно и живо; правда, концовка романа немного скомкана. Такое впечатление, что автор к финалу устал от своих героев. Или, может, они – от автора? Но то, что перед нами – самобытный молодой прозаик, который в будущем вырастет в большого писателя, кажется очевидным.          

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу