Новости
 


 
Архив
Пресса
Премия
Контакты
 

Александр Етоев


Марина Степнова "Женщины Лазаря"

Книга мне понравилась очень. В ней нет убырей, псоглавцев, постапокалиптических плясок и тому подобных засранств, зато в книге есть просто жизнь, и эта жизнь трагичней и интересней всей той бесконечной хрени, которой всячески пугают нас авторы, а нам, дуракам, не страшно.
Главный герой романа Лазарь Иосифович Линдт, год рождения одна тысяча девятисотый, гений математики, оборванным восемнадцатилетним юношей пришедший с Юга в Москву поступать учиться в только что образованный 2-й МГУ, жилистый, щуплый еврей, находивший в своем еврействе мало толку и проку («Иудеев он считал пугливым и мирным народцем с крайне неудачной исторической судьбой»), атеист («Впрочем, к старости атеизм Линдта начал слегка горчить и выдыхаться… и Линдт не то чтобы стал верить, скорее, просто устал сомневаться»), человек, которого обходили стороной любые беды и напасти («Ни черт тебя не берет, ни советская власть»), охотник до женщин и книг, изданных до 1917 года («ни одна не уходила от него обиженной – потому что с женщинами и книгами было приятно и выгодно дружить. Язвил и издевался Линдт только над мужчинами. С ними приятно и выгодно было не иметь дела вообще»), личность анекдотически непрактичная и нечестолюбивая, он, как эвакуировался в первые дни войны с институтом в Новосибирск, так оттуда не выезжал, как ни требовала его Москва и как ни нажимал Берия,  одним словом - гений.

Женщин у Лазаря, несмотря на все его женолюбие, было по-настоящему только две. Одна из них – любовь неплотская, материнская – Мария Никитична Питовранова, Маруся, бездетная жена его коллеги и друга Сергея Александровича Чалдонова, которую он боготворил даже после смерти ее, случившейся в 1949 году (сам Лазарь умер в 1981-м).
И вторая – Галочка Баталова, в замужестве Галина Петровна Линдт, которую в слепоте своей Лазарь сделал несчастной, насильно выдав за себя замуж и, тем самым, убив в ней сердце и превратив ее в железную леди.
Линий в романе несколько, одна из главных основана на контрасте: идеально счастливая пара – Чалдонов и Маруся, - и абсолютно несчастливая – Лазарь и Галина Петровна. История их жизни и жизни Лазаревых сына и внучки, переплетенная с жизнью Лазаря даже за порогом его могилы, и составляет сюжет романа.

Галина Линдт, прожившая чужой жизнью («не жизнь, а среда обитания») и отомстившая за это нелюбовью к родному сыну Борису, а затем к Лидочке, своей внучке (воплощению ненавистного Лазаря); Лидочка, после смерти родителей окунувшаяся в ад нелюбви и к четырнадцати годам ставшая «идеальной жертвой», которая «считала себя обязанной делать все, что неприятно и даже отвратительно ей самой, но необходимо окружающим» (например, балет), - жизнь то и дело бросает им спасательные круги, но бабушка Галина Петровна, зацементировавшаяся в своей слепоте, не желает меняться, Лидочка же, вжившаяся в сиротство и спасающаяся мечтой о доме (ее библия – книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам», которую она выучила на память), трудно, но все-таки обретает дом, чуть ли не на пороге смерти сделав единственно правильный для человека выбор: остаться самим собой.

Эту книгу надо читать подробно, не очень быстро, не только ради того, «что дальше», а ради любви, с которой автор сцепляет слова друг с другом, ради красок, образов, ярких и удачных метафор, ради той здоровой сентиментальности наконец, что является лекарством от пошлости, ну и ради поэзии, это само собой, без поэзии проза не проза, а только литература.

P. S. Не люблю я писать серьезно. И надо, но все равно не люблю. Поэтому простите за слог, хотел, как лучше, а получилось, как в некрологе. На самом деле в этой книге, как в жизни, всему есть место – смеху, радости и т. д.
В общем, рекомендую, не пожалеете.


 
 
 
     
 
 
 
Design by Azaryan Veronica